Таблица 8
N | Предприятия | 1998 год | 1999 год - проект | 2000 год - проект | |||
Гор. | На возв- | Гор. | На возв- | Гор. | На возв- | ||
1 | Бани и банно- | 12 | 40 | 40 | |||
2 | Фабрики- | 2.088 | 10 | 30 | 10 | 30 | |
3 | Фабрики-хим- | 0.185 | 5 | 20 | 5 | 20 | |
4 | Московский | 0.673 | 2 | 2 | |||
5 | ГУП комбинат | 0.164 | 2 | 2 | |||
6 | ГУП "Ритуал" | 198 | 180 | 170 | |||
7 | Учебно-произ- |
| |||||
8 | Мосгорломбард | 1.200 | |||||
ИТОГО: | 215.1 | 239 | 50 | 229 | 50 |
Все остальные услуги, как правило, должны развиваться за счет собственных или заемных средств через Москомзайм, Моссбербанк и другие банки.
По предварительным данным, на создание новых и реконструкцию действующих предприятий в 1998-2000 годах будет направлено более 1,0 млрд.рублей средств предприятий и заинтересованных в развитии бытовых услуг инвесторов. Кроме того префектуры и районы на эти цели за 3 года могли бы направить не менее 150-200 млн. рублей из средств внебюджетных фондов. Окончательные объемы капитальных вложений уточнятся при разработке окружных программ развития бытового обслуживания населения к 1998-2000 годам.
Необходимо взять под особый контроль создание предприятий в новых жилых районах и предприятий по социально значимым услугам, в том числе, по ремонту одежды, обуви, стирке белья и чистке одежды методом самообслуживания, а также недорогим услугам парикмахерских, мастерских по ремонту холодильников, телевизоров, стиральных машин.
Для таких предприятий необходимо первоочередное выделение нежилых помещений на условиях целевого конкурса, а также предоставление на льготных условиях кредитов Москомзайма при положительном заключении Департамента потребительского рынка и услуг.
В целях поддержки указанных видов услуг необходимо также долевое финансирование программ создания новых и сохранения имеющихся рабочих мест за счет Фонда занятости и финансирования создания малых предприятий в новых районах массовой жилой застройки за счет средств, выделенных в бюджете на поддержку малого предпринимательства и внебюджетных фондов префектов и супрефектов.
В рамках реализации поставленных задач потребуется решить следующие вопросы:
1. Поддержка и развитие частнопредпринимательской деятельности
на потребительском рынке и в сфере бытовых услуг.
2. Поддержка социально значимых видов услуг.
3. Обеспечение защиты прав потребителей по безопасности и качеству предоставляемых услуг. В этих целях необходимо продолжить работы по лицензированию и сертификации услуг, обеспечить контроль за соблюдением предприятиями условий лицензирования и сертификации. По основным видам бытового обслуживания в 1998-2000 годах будут разработаны правила предоставления услуг, в том числе парикмахерских, ломбардов, ремонта и техобслуживания бытовой техники, ритуальным услугам. Будут разработаны также необходимые нормативные документы, обеспечивающие проведение работ по лицензированию и сертификации.
4. Обеспечение кадрами предприятий сферы услуг. Для этого в 1998 году будет разработана программа подготовки и переподготовки кадров, в том числе рабочих профессий. К этой работе необходимо подключить учебные заведения города: Государственную академию сферы быта и услуг, Учебно-производственный комбинат бытового обслуживания и др.
5. Создание более благоприятных условий для дальнейшего развития рыночных отношений в сфере бытового обслуживания.
5.1. Поддержка предприятий различных организационно-правовых форм и объективно складывающегося соотношения количества малых, средних и крупных предприятий, а также числа индивидуалов-мастеров (ремесленников), работающих самостоятельно, вне предприятий. На некоторых ключевых направлениях, как и прежде, необходимо сохранить небольшое число государственных предприятий, в том числе ГУП "Ритуал", комбинат Мосгорломбард, Московский опытно-экспериментальный завод (МОЭМЗ), Учебно-производственный комбинат, ряд крупных предприятий по чистке одежды и стирке белья, выполняющих заказы бюджетных организаций. Наличие таких предприятий будет и впредь поддерживать стабильность в соответствующих видах услуг.
5.2. Формирование и поддержка реального, ответственного и эффективного предпринимателя - хозяина сервисной организации, энергичного, грамотного и предприимчивого.
5.3. Развитие конкуренции на рынке сферы услуг. Это возможно лишь при наличии большого числа предприятий по одному и тому же виду услуг.
5.4. Более эффективное использование возможностей Палаты ремесел г.Москвы и потенциала индивидуальных мастеров, которые заняты в сфере услуг, но пока не организованы и не получают должной поддержки. Здесь предлагается создать сеть ремесленных центров бытового обслуживания по районам и через них наладить взаимодействие индивидуалов между собой, с Палатой ремесел, с префектурой и муниципальным районом. На первом этапе можно создать 2-3 пилотных центра, а затем решать вопросы целесообразности и необходимости их создания в других округах.
6. Экологическая проблема. Необходимо на системной основе в течение ближайших трех лет решить следующие вопросы:
6.1. Очистка сточных вод после стирки белья. Эта проблема может быть решена за счет создания специальных модульных очистных сооружений и путем применения специальной технологии стирки с помощью ионизированных растворов, например по системе, предложенной учеными НПО "Химавтоматика". При такой технологии количество моющих веществ (ПАВ) в сточных водах сократится в 2-3 раза.
6.2. Обезвреживание и утилизация шламовых отходов после химической чистки вещей на основе отечественных или импортных установок.
6.3. Сбор и утилизация серебросодержащих растворов и материалов, остающихся после технологических процессов в кинофотолабораториях.
6.4. В перспективе необходимо решить вопрос сбора и утилизации волос, остающихся в парикмахерских.
7. Создание системы по организации обслуживания малообеспеченных граждан на безвозмездной основе на льготных условиях или с частичной оплатой за услуги. Варианты решения этой проблемы, например, по услугам бань:
7.1. Всю разницу между ценой услуги и льготной ценой компенсирует префект или супрефект из своего внебюджетного фонда.
7.2. То же, но компенсация идет за счет средств комитета социальной защиты.
7.3. Предприятия заключают договор с Департаментом потребительского рынка и услуг или Префектурой, по которому предприятие получает льготы по арендной плате за нежилые помещения и землю, плате за воду и т.д. Одновременно предприятие принимает на себя обязательство обслуживать всех льготников в соответствии с распоряжением Мэра.