Примерное положение о педагоге-организаторе по валеологии
Работа системы образования на современном этапе осложняется тем, что на протяжении всего срока обучения непрерывно ухудшается состояние здоровья детей и подростков, возрастает заболеваемость, увеличивается количество функциональных расстройств и пограничных психических и соматических состояний. При этом интенсификация образовательных программ увеличивает учебную нагрузку без должного учета индивидуальных особенностей и способностей ребенка, что усугубляет ухудшение здоровья учащихся и снижает эффективность учебно-воспитательной работы.
В рамках традиционной системы образования забота о здоровье учащихся считается прерогативой медицинской службы, однако работа медицинского персонала ориентирована на лечение и предупреждение болезней, а не на формирование здоровья. В этой связи возникает потребность в учителе особого рода, педагоге-организаторе по валеологии, призванном обеспечить:
- валеологическое обоснование учебных программ и педагогических технологий, режимов труда и отдыха;
- воспитание у учащихся потребности в здоровье;
- формирование у них научного понимания сущности здорового образа жизни;
- выработку у занимающихся индивидуального способа валеологически обоснованного поведения.
Принципы и порядок введения в штат должности педагога-организатора по валеологии
В учебные планы образовательных учреждений уроки валеологии могут вводиться как обязательные занятия или занятия по выбору, или факультативные занятия из расчета на класс 36 часов на учебный год. К преподаванию этого предмета допускаются педагогические работники, прошедшие обучение по специальным учебным программам педагогических колледжей, институтов или университетов и получившие документ (удостоверение, свидетельство, диплом) о соответствующей профессиональной подготовке.
В штатное расписание образовательного учреждения по согласованию с Советом (педсоветом) могут быть введены должности педагога-организатора по валеологии в пределах выделенных на оплату труда средств, примерные обязанности и права определены в соответствующих разделах данного Положения с оплатой труда по должности педагога-организатора.
Должностные обязанности:
- планирует и проводит мероприятия по валеологическому и гигиеническому воспитанию учащихся;
- ведет учебную работу по одному или нескольким курсам валеологии как единой дисциплины;
- проводит исследования, контроль и коррекцию формирования здорового образа жизни учащихся и педагогов;
- участвует в методической работе образовательного учреждения;
- контролирует защищенность жизни и здоровья ребенка, подростка в макросоциуме (группа, класс, школа, семья);
- оказывает первую помощь при травмах и несчастных случаях;
- посещает уроки и внеурочные мероприятия, занятия групп продленного дня для наблюдения за деятельностью учащихся, динамикой их работоспособности;
- участвует в работе медико-педагогических комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних;
- выступает с обобщением своего опыта на педагогических советах и научно-практических конференциях.
Должен знать:
- вопросы управления деятельностью ученического и педагогического коллектива по проблемам здорового образа жизни;
- методологию и методику исследовательской и опытно-экспериментальной работы;
- основы возрастной физиологии, гигиены, профилактики соматических и психических заболеваний, медицинской реабилитации, первой медицинской помощи при несчастных случаях;
- основы детской и педагогической психологии;
- разделы возрастной, сравнительной, социальной педагогики, педагогической этики;
- педагогические и валеологические технологии;
- основы теории и методики физической культуры;