Исходя из опыта проведения оздоровительной кампании 1993-1997 годов, существующей потребности в обеспечении организованного отдыха и занятости детей, подростков и молодежи, уровня финансирования мероприятий по организации летнего отдыха и занятости детей и подростков при формировании городских программ отдыха и оздоровления необходимо исходить из следующих основных принципов:
1. Отдых и оздоровление в стационарных ДОУ должны обеспечиваться в приоритетном порядке для детей-инвалидов (до 16 лет), детей-сирот (до 15 лет), опекаемых детей, детей из малообеспеченных и "кризисных" семей (в т.ч. детей, состоящих на учете в ПППН ГУВД) в возрасте до 14 лет.
2. Для подростков в возрасте 14-17 лет, в первую очередь сирот, опекаемых, из малообеспеченных семей, а также состоящих на учете в ПППН ГУВД, должен обеспечиваться оздоровительный отдых с элементами занятости.
3. Оздоровительный отдых для детей и подростков, находящихся в особо трудной ситуации, должен обеспечиваться исходя из фиксированных нормативов:
- дети-сироты - 100% от потребности;
- дети, находящиеся в государственных приютах -100% от потребности;
- опекаемые дети - не менее 80% от зафиксированного спроса;
- дети-инвалиды - не менее 60% от зафиксированного спроса;
- дети из малообеспеченных семей (в т.ч. состоящие на учете в ПППН ГУВД) - не менее 50% от зафиксированного спроса.
4. При формировании программы оздоровительного отдыха детских творческих и спортивных коллективов целесообразно установить норматив в размере не менее 10% от общего объема финансирования оздоровительных мероприятий.
Увеличение данного норматива возможно только после обеспечения п.3 при наличии дополнительных финансовых средств.
5. Сохранение ранее достигнутых объемов финансирования программы занятости с одновременным увеличением числа привлекаемых несовершеннолетних (за счет средств работодателей, собственных возможностей организаций-исполнителей программы, за счет увеличения городских трудовых отрядов и сокращения загородных МТО).
6. Путевки в стационарные и нестационарные оздоровительные учреждения, полностью или частично оплаченные за счет средств городского бюджета, должны предоставляться на 1 смену, кроме детей-сирот, детей, находящихся в приютах, опекаемых детей из малообеспеченных семей, а также детей, находящихся в особо сложных ситуациях (определяемых межведомственными комиссиями по распределению путевок).
7. При формировании программы отдыха и занятости несовершеннолетних, состоящих на учете в ПППН ГУВД, целесообразно сократить число специализированных лагерей для "трудных", в первую очередь обеспечивающих несколько районов. С целью социальной адаптации несовершеннолетних до 14 лет необходимо направлять в обычные оздоровительные учреждения (в количестве до 15% от общего числа отдыхающих), имеющие опыт и возможность работы с "трудными", несовершеннолетних старше 14 лет целесообразно направлять либо в молодежные трудовые отряды, либо на специализированные производства.
8. Отбор оздоровительных учреждений, привлекаемых к реализации городских программ оздоровления и отдыха детей и подростков, должен проводиться на конкурсной (тендерной) основе.
Обязательными условиями для оздоровительных учреждений при предоставлении заявки на конкурс являются:
- удовлетворительное состояние материальной базы ДОУ;
- наличие документов, удостоверяющих правовой статус ДОУ;
- наличие сметы расходов на подготовку и содержание ДОУ на предстоящий (текущий) оздоровительный сезон;
- предоставление информации о предполагаемых поставщиках продовольственных товаров и условиях поставок;
- соответствие материальных, технических, кадровых, природно-климатических, территориальных условий (ресурсов), содержательных аспектов деятельности ДОУ профилю и целевому назначению заявленной ДОУ программы.
Приоритетным условием отбора ДОУ для реализации городской программы является заполняемость ДОУ (не менее 30% от общего числа мест) детьми работников предприятия-балансодержателя (предприятий, организаций отрасли).
При равенстве вышеуказанных условий предпочтение должно отдаваться ДОУ, имеющим более низкую стоимость путевки.
К конкурсу не допускаются ДОУ, имеющие зафиксированные факты серьезных нарушений и чрезвычайных происшествий по вине ДОУ, приведшие к утрате жизни и здоровья детей в предыдущем сезоне, неисполненные акты и предписания со стороны Госпожнадзора, Управления социального питания, СЭС, экологических служб, а также факты вывоза детей на неподготовленную или не принятую уполномоченными органами базу в предыдущем сезоне (смене).
Для проведения конкурсного отбора необходимо создать совместную конкурсную комиссию Комитета по образованию, Комитета по делам семьи, детства и молодежи, Комитета по труду и социальной защите населения, Комитета по занятости и Управления социального питания и Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которая будет работать в соответствии с Положением о конкурсе на размещение социального заказа города. Состав комиссии и Положение будут утверждаться распоряжением губернатора Санкт-Петербурга.
На совместной конкурсной комиссии необходимо также рассматривать программы нестационарных форм занятости, предлагаемые общественными организациями города (на условиях, аналогичных с ДОУ).