Недействующий

О региональной комплексной программе "Дети-инвалиды Ленинградской области" на 1998-2000 годы (с изменениями на 4 июля 2000 года) (утратило силу с 18.04.05 на основании постановления Правительства Ленинградской области от 18.04.05 N 101)

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 13 ноября 1997 года N 45

КОМИТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ


Региональная комплексная программа Ленинградской области
"Дети-инвалиды Ленинградской области" на 1998-2000 годы

(с изменениями на 4 июля 2000 года)



I. Цели и задачи программы

Региональная комплексная программа "Дети-инвалиды Ленинградской области" на 1998-2000 годы (далее - Программа) направлена на формирование системы комплексного решения проблем профилактики детской инвалидности, социальной, медицинской, психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями и семей, в которых они воспитываются.

Программа предусматривает решение следующих задач:

- объединение усилий государственных и общественных организаций, обеспечивающих гарантию прав детей с ограниченными возможностями на реабилитацию, развитие, образование, интеграцию в жизнь общества;

- развитие сети учреждений по работе с детьми-инвалидами и семьями, в которых они проживают;

- реализация различных программ интегрированного обучения детей-инвалидов;

- совершенствование научно-методической базы по работе с детьми-инвалидами;

- организация межведомственной системы раннего вмешательства и домашнего сопровождения развития детей-инвалидов в помощь семье;

- повышение квалификации специалистов, работающих с детьми-инвалидами;

- укрепление материально-технической базы центров реабилитации детей-инвалидов.

II. Краткая характеристика состояния детской
инвалидности в Ленинградской области

Ленинградская область является территорией России со сложной социально-демографической ситуацией, где в последние годы наблюдается тенденция увеличения роста численности детей-инвалидов. На 1 января 1997 года число детей-инвалидов в возрасте до 18 лет составило - 5818 человек (в 1995 году - 4150). Этот показатель будет значительно выше, если учитывать детей с дефектами умственного и физического развития, которые не могут быть признаны инвалидами, но нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Отмеченные тенденции к росту детской инвалидности во многом определяются социально-экономическими, экологическими и медицинскими факторами.

Проведенный анализ исходного состояния детской инвалидности по муниципальным образованиям городов и районов Ленинградской области показал, что самый высокий уровень инвалидности с детства отмечается во Всеволожском районе (679 детей), что в 5,6 раза больше, чем в 1992 году; в Волховском районе - в 1,3 раза по сравнению с 1995 годом; в Ивангороде - в 2,1 раза по сравнению с 1992 годом.

Основными нарушениями состояния здоровья детей-инвалидов являются: двигательные (23,5 процента), умственные (23,4 процента), висцеральные, метаболические и расстройства питания (23 процента).

Детская инвалидность преимущественно устанавливается в возрасте до шести лет (23,7 процента). В структуре заболеваний, приводящих к детской инвалидности, преобладают болезни нервной системы и органов чувств (29,8 процента), психические расстройства (20,8 процента), врожденные аномалии (18,5 процента), болезни костно-мышечной системы (5 процентов), новообразования (3,5 процента), болезни органов дыхания (3,9 процента), болезни мочеполовой системы (3,9 процента).

Практически все инвалиды с детства, достигшие 16 лет, своевременно проходят врачебно-трудовую экспертную комиссию.

Большинство семей, имеющих детей-инвалидов, являются социально незащищенными, из них: 534 - многодетные, 290 - семьи одиноких матерей, 180 - потерявшие кормильца, 400 - семьи безработных и 2090 - семьи "риска".

На основе имеющихся аналитических и статистических данных определены основные направления работы органов социальной защиты населения муниципальных образований городов и районов области по социальной реабилитации детей-инвалидов.

Решение задач воспитания, обучения, социальной, медицинской и психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями наиболее эффективно осуществляется в центрах реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями, которые открылись в рамках реализации комплексной программы "Дети-инвалиды Ленинградской области" на 1995-1997 годы. Такие центры оказали комплексную помощь не только ребенку-инвалиду, но и семье, в которой он живет.

С момента начала действия комплексной программы "Дети-инвалиды" открыто 6 центров реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями в городах Волхове, Тихвине, Луге, Лодейном Поле, Кингисеппе, Светогорске; 2 отделения социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями: при территориальном центре социальной помощи семье и детям "Эгос" в городе Выборге и при центре социального обслуживания в городе Пикалево. Однако число таких центров существенно отстает от потребности в них. За истекший период услугами центров реабилитации воспользовались 989 из 5818 детей-инвалидов.

Центры реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями в 1996 году профинансированы из районных бюджетов на сумму 1052 миллиона рублей, что составляет 75,4 процента от их потребности.

Областным бюджетом на реализацию мероприятий комплексной программы "Дети-инвалиды" в 1996 году была утверждена сумма 110 миллионов рублей, фактически выделено 30 миллионов рублей на оборудование реабилитационных мастерских при центрах реабилитации детей-инвалидов в городах Волхове, Кингисеппе, Лодейном Поле.

В рамках федеральной целевой программы "Дети-инвалиды" все центры реабилитации и отделение при территориальном центре социальной помощи семье и детям "Эгос" в городе Выборге в 1995-1996 годах были обеспечены автотранспортом, что позволило охватить реабилитационными мероприятиями детей-инвалидов из отдаленных волостей, организовать круглосуточные группы, решить проблему транспортной доставки детей-инвалидов.

Учитывая тенденцию увеличения численности детей-инвалидов, в области приняты меры по профилактике детской инвалидности и раннему вмешательству. Для этих целей в центрах реабилитации детей-инвалидов и территориальных центрах социальной помощи семье и детям созданы консультативные службы для родителей.

Анализ информации о занятости детей-инвалидов показал, что 1787 детей-инвалидов не обучаются и не посещают дошкольные детские учреждения. Решая эту проблему в центрах реабилитации детей-инвалидов, по договоренности с органами образования, начали функционировать малокомплектные школы в городах Кингисеппе, Волхове, Тихвине, деятельностью которых охвачено лишь 42 ребенка.

С получением образования встает вопрос о приобретении профессии и трудоустройстве детей-инвалидов.

Один из путей решения этой проблемы - это совместная деятельность комитета социальной защиты населения области с Санкт-Петербургским научно-исследовательским институтом экстертизы трудоспособности и организации труда инвалидов (СПбНИЭТИН), где на отделении социально-трудовой и бытовой реабилитации оказываются реабилитационные услуги 50 детям-инвалидам из муниципальных образований городов и районов области.