Недействующий

О Долгосрочной программе энергосбережения в городе Москве (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 26.08.2015 N 541-ПП)

Раздел 1. Энергетическое хозяйство Москвы, оценка
городского  потенциала энергосбережения

Суммарное годовое потребление в городе электроэнергии составляет несколько более 58 млрд.кВтч и тепловой энергии - 133 млн.Гкал. Потери электроэнергии при ее распределении в черте города оценены в 3,5 млрд.кВтч, а потери тепла в тепловых сетях - 15-20%.

Для производства указанного количества электрической и тепловой энергии расходуется порядка 35 млн.т условного топлива (т.у.т.). Несколько миллионов тонн условного топлива органического топлива используется в городе непосредственно без предварительного их преобразования в электрическую или тепловую энергию, т.е. прямым сжиганием в промышленных печах, в двигателях, быту.

Суммарный годовой расход энергоресурсов (без транспорта), используемых в черте города, может быть оценен величиной немногим более 40 млн.т.у.т.

Потенциал энергосбережения, определяемый как возможное уменьшение расхода первичных энергетических ресурсов, благодаря реализации экономически целесообразных энергосберегающих мероприятий может быть оценен величиной порядка 10-15 млн. т. у.т. в год. При этом большая часть этого потенциала энергосбережения приходится на сферу конечного потребителя энергии, т.е. на промышленные предприятия, жилищно-коммунальное хозяйство, строительство и систему внутригородского транспорта. Значительный потенциал энергосбережения имеется и в самой системе поставки в Москву топлива, производства электрической и тепловой энергии.

Годовой экономический эффект от использования этого потенциала на 20% (только за счет осуществления относительно малозатратных мер по рациональному использованию и экономному расходованию энергоносителей) при современном уровне мировых цен на них может быть определен для Москвы величиной порядка 1,5-1,8 трлн. руб.(в ценах 1997 г.) в год, или 250-300 млн. долл. США. При освоении всего имеющегося в экономике города потенциала энергосбережения экономия может составить от 5 до 7 трлн.руб в год (в ценах 1997 г.),или 800-1200 млн. долл. США. С учетом косвенного экологического эффекта от освоения потенциала энергосбережения Москвы эти экономические показатели в целом по городу можно оценивать на 15-20% больше приведенных выше данных.

Наиболее важными для города результатами осуществления Долгосрочной программы энергосбережения в городе Москве будут:

- обеспечение необходимых темпов развития городского хозяйства при существенно более низких темпах увеличения в городе энергопотребления и, следовательно, при существенно более низкой потребности в выделении из городского бюджета денежных средств для инвестирования создания новых производственных мощностей в энергетическом хозяйстве города;

- существенное снижение дотаций из бюджета города на оплату населением отопления, горячего и холодного водоснабжения;

- снижение финансового бремени на население города в результате происходящего и ожидаемого в перспективе роста тарифов и цен на энергоносители.

На промышленность, расположенную в черте города, может быть отнесена значительная часть всего городского потенциала энергосбережения.

Примерно треть всего потенциала энергосбережения сосредоточена в системе энергоснабжения города.

Приведенные здесь оценки городского потенциала энергосбережения следует считать относительно условными. Однако последующие коррективы не изменят важности вывода о необходимости вовлечения в реализацию политики энергосбережения всех промышленных и транспортных предприятий и организаций города вне зависимости от форм собственности и подчиненности.