ПРЕМЬЕР
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 января 1998 года N 36-РП-6
О Долгосрочной программе энергосбережения в городе Москве
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 26 августа 2015 года N 541-ПП
____________________________________________________________________
В соответствии с Соглашением от 19 августа 1997 года "О сотрудничестве в области энергосбережения между Министерством науки и технологий Российской Федерации и Правительством Москвы":
1. Утвердить "Долгосрочную программу энергосбережения в городе Москве (приложение 1) с Перечнем научно-технических проектов (приложение 2), прошедших конкурсный отбор и подлежащих реализации в рамках данной Программы.
2. Осуществить финансирование энергосберегающих проектов по схеме:
- Миннауки России финансирует в полном объеме НИОКР всех проектов, включенных в Перечень;
- Правительство Москвы ежегодно финансирует в полном объеме капитальные вложения в 4-5 объектов бюджетной сферы при условии успешного окончания на них НИОКР.
3. Возложить всю ответственность за организацию финансирования НИОКР на Миннауки России, наделившего научно-производственно-инвестиционную компанию "Энергосбережение - М" функциями генеральной дирекции (заказчика) Программы в части научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и правом заключения соответствующих контрактов, финансируемых из средств федерального бюджета, выделенных на эти цели по линии Миннауки России.
4. Возложить на Управление топливно-энергетического хозяйства Правительства Москвы функции инвестора в энергосберегающие мероприятия на 4-5 конкретных объектах бюджетной сферы города по завершении на них НИОКР ежегодно,
Соответствующую заявку - обоснование результатов НИОКР и годовой потребности в инвестициях Управление топливно-энергетического хозяйства Правительства Москвы представляет по установленной форме в Департамент экономической политики и развития г.Москвы.
Поручить Управлению топливно-энергетического хозяйства осуществлять мониторинг фактического энергосбережения на инвестиционных объектах Программы. Реальное сокращение бюджетных расходов на оплату энергии, потребленной проинвестированными бюджетными организациями, будет засчитываться в качестве возврата городских инвестиций.
5. Провести во II квартале 1998 года совместное заседание коллегий Министерства науки и технологий Российской Федерации и Правительства Москвы по ходу выполнения работ, включенных в Долгосрочную программу энергосбережения.
6. Установить годичную периодичность проведения конкурсов НИОКР на энергосберегающие проекты и ежегодную практику проведения совместных заседаний коллегий Миннауки России и Правительства Москвы по данному вопросу.
7. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Министра науки и технологий Российской Федерации Костюка В.В. и первого заместителя Премьера Правительства Москвы Никольского Б.В.
Министр науки и технологий
Российской Федерации
В.Е.Фортов
Премьер Правительства Москвы
Ю.М.Лужков
Приложение 1
к распоряжению
Премьер Правительства Москвы
и к распоряжению
Министра науки и технологий
Российской Федерации
от 15 января 1998 года N 36-РП-6
ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
В августе 1997 г. Министерство науки и технологий Российской Федерации и Правительство Москвы подписали Соглашение о сотрудничестве в области энергосбережения. В соответствии с этим Соглашением сотрудничество будет развиваться в направлении создания и внедрения новых энергосберегающих экологически чистых технологий, призванных содействовать переводу экономики города на энергосберегающий путь развития. Настоящая Долгосрочная программа энергосбережения в городе Москве (далее Программа), разработанная в рамках этого Соглашения, направлена на обеспечение повышения энергетической эффективности экономики города и создание экономического механизма для содействия ее реализации.
К числу первоочередных технологических направлений совместной деятельности Миннауки России и Правительства Москвы следует отнести:
- развитие высокоэффективного децентрализованного теплоснабжения в городе;
- обеспечение учета, контроля и регулирования расхода топлива, электрической и тепловой энергии на базе современных технических средств и методов;
- повышение энергетической эффективности и надежности работы действующего в настоящее время энергетического оборудования, увеличение ресурса его использования;
- создание и широкое применение экологически чистых и эффективных технологий сжигания органических топлив, в том числе городских отходов;
- использование нетрадиционных методов производства энергии, в том числе с помощью тепловых насосов, возобновляемых источников энергии, перепада давления газа на газовых вводах в городские ТЭЦ и на газораспределительных станциях, а также давления пара в котельных;
- создание и внедрение энергосберегающих технологий и оборудования у потребителей энергии в жилищно-коммунальном хозяйстве, быту, промышленности, строительстве, общественных зданиях, городском транспорте.
Миннауки России и Правительство Москвы рассматривают реализацию Долгосрочной программы энергосбережения в Москве в качестве одной из важнейших составляющих осуществления жилищно-коммунальной реформы, а также вклада в решение экологических проблем города.
Важным направлением совместной деятельности в соответствии с Соглашением в ближайшее время будет разработка механизма стимулирования проведения политики энергосбережения во всех сферах жизни города. Надлежит доработать и представить на рассмотрение Московской городской Думы проект городского Закона "О повышении энергетической эффективности экономики в городе Москве".
Финансирование НИОКР, проводимых в рамках Программы, предусмотрено осуществлять на паритетных началах за счет средств федерального бюджета, распределяемого по линии Миннауки России , бюджета Москвы, а также внебюджетных источников, в первую очередь средств заказчиков, и др.
Реализация большого числа энергосберегающих проектов, охватывающих практически все народнохозяйственные комплексы, позволяет рассматривать Москву в качестве демонстрационной зоны создания, отработки и внедрения в условиях формирующихся рыночных отношений энергосберегающих технологий, оборудования, приборов, конструкций и материалов, а также связанных с этим организационных, хозяйственных и финансовых механизмов.
К числу важнейших задач использования ассигнований из федерального бюджета для реализации НИОКР в рамках настоящей Программы следует отнести:
- стимулирование отечественных и зарубежных инвестиций в энергосберегающую деятельность в Москве;
- ускорение осуществления НИОКР и внедрение их результатов в безусловно прибыльные энергосберегающие проекты, что могло бы содействовать накоплению средств для инвестиций в более масштабную энергосберегающую деятельность.
Для содействия Правительству Москвы в реализации энергоэффективных проектов в рамках Программы привлечена научно-производственная инвестиционная компания "Энергосбережение М", на которую решением коллегии Министерства науки и технологий Российской Федерации от 25 июля 1997 г. возложены функции генеральной дирекции настоящей Программы. Руководителем этой Программы утвержден академик Российской академии наук Шейндлин А.Е. Этим же решением Российскому фонду технологического развития поручено обеспечить рассмотрение в первую очередь предложений по выделению средств для московских энергосберегающих проектов и оказывать необходимое содействие в проведении конкурсов и тендеров в этой области деятельности.
В целях содействия в реализации проводимой Правительством Москвы политики по переводу экономики города на энергосберегающий путь развития Министр науки и технологий Российской Федерации в августе 1997 г. создал при Министерстве Научно-технический совет, первоочередной задачей которого была подготовка настоящей Программы и конкурсный отбор проектов НИОКР в области энергосбережения. В последующем этот Научный совет будет отслеживать ход реализации Программы, проводить периодические конкурсы по отбору новых научно-технических проектов.
В Научно-технический совет включены ученые и ведущие специалисты Миннауки России, Минтопэнерго России, Правительства Москвы, Российской академии наук, Высшей школы и других организаций. Руководителем Совета назначен член-корреспондент РАН Шпильрайн Э.Э.
Координация работы по реализации Соглашения между Министерством науки и технологий Российской Федерации и Правительством Москвы о сотрудничестве в области энергосбережения и, следовательно, по осуществлению Программы возложена на Отдел топливно-энергетического комплекса Миннауки России и Управление топливно-энергетического хозяйства Правительства Москвы.
Суммарное годовое потребление в городе электроэнергии составляет несколько более 58 млрд.кВтч и тепловой энергии - 133 млн.Гкал. Потери электроэнергии при ее распределении в черте города оценены в 3,5 млрд.кВтч, а потери тепла в тепловых сетях - 15-20%.
Для производства указанного количества электрической и тепловой энергии расходуется порядка 35 млн.т условного топлива (т.у.т.). Несколько миллионов тонн условного топлива органического топлива используется в городе непосредственно без предварительного их преобразования в электрическую или тепловую энергию, т.е. прямым сжиганием в промышленных печах, в двигателях, быту.
Суммарный годовой расход энергоресурсов (без транспорта), используемых в черте города, может быть оценен величиной немногим более 40 млн.т.у.т.
Потенциал энергосбережения, определяемый как возможное уменьшение расхода первичных энергетических ресурсов, благодаря реализации экономически целесообразных энергосберегающих мероприятий может быть оценен величиной порядка 10-15 млн. т. у.т. в год. При этом большая часть этого потенциала энергосбережения приходится на сферу конечного потребителя энергии, т.е. на промышленные предприятия, жилищно-коммунальное хозяйство, строительство и систему внутригородского транспорта. Значительный потенциал энергосбережения имеется и в самой системе поставки в Москву топлива, производства электрической и тепловой энергии.
Годовой экономический эффект от использования этого потенциала на 20% (только за счет осуществления относительно малозатратных мер по рациональному использованию и экономному расходованию энергоносителей) при современном уровне мировых цен на них может быть определен для Москвы величиной порядка 1,5-1,8 трлн. руб.(в ценах 1997 г.) в год, или 250-300 млн. долл. США. При освоении всего имеющегося в экономике города потенциала энергосбережения экономия может составить от 5 до 7 трлн.руб в год (в ценах 1997 г.),или 800-1200 млн. долл. США. С учетом косвенного экологического эффекта от освоения потенциала энергосбережения Москвы эти экономические показатели в целом по городу можно оценивать на 15-20% больше приведенных выше данных.
Наиболее важными для города результатами осуществления Долгосрочной программы энергосбережения в городе Москве будут:
- обеспечение необходимых темпов развития городского хозяйства при существенно более низких темпах увеличения в городе энергопотребления и, следовательно, при существенно более низкой потребности в выделении из городского бюджета денежных средств для инвестирования создания новых производственных мощностей в энергетическом хозяйстве города;
- существенное снижение дотаций из бюджета города на оплату населением отопления, горячего и холодного водоснабжения;
- снижение финансового бремени на население города в результате происходящего и ожидаемого в перспективе роста тарифов и цен на энергоносители.
На промышленность, расположенную в черте города, может быть отнесена значительная часть всего городского потенциала энергосбережения.
Примерно треть всего потенциала энергосбережения сосредоточена в системе энергоснабжения города.
Приведенные здесь оценки городского потенциала энергосбережения следует считать относительно условными. Однако последующие коррективы не изменят важности вывода о необходимости вовлечения в реализацию политики энергосбережения всех промышленных и транспортных предприятий и организаций города вне зависимости от форм собственности и подчиненности.
В 1996-1997 гг. в Москве проводился комплекс энергосберегающих работ во всех сферах хозяйства города, позволивших сэкономить несколько сот тысяч тонн условного топлива.
К числу основных направлений деятельности в области энергосбережения следует отнести:
- расширение производства ограждающих конструкций зданий с высоким сопротивлением теплопередаче (приближающихся по своим технико-экономическим показателям к наиболее совершенным зарубежным аналогам);
- внедрение приборов учета расхода тепловой энергии, а также воды и газа;
- расширение использования энергосберегающего оборудования и устройств во всех сферах городского хозяйства;
- обследование энергоснабжающих сетей и объектов энергопотребления с последующим устранением потерь энергии;
- подготовка документов по методическому и нормативному обеспечению энергосбережения;
- информационно-разъяснительная работа роли проводимой Правительством Москвы энергосберегающей политики.
Подготовлен ряд документов по методическому и нормативному обеспечению энергосбережения. Среди них можно отметить:
- Временное положение о проведении энергетических обследований организаций;
- Положение о стимулировании энергосбережения в строительстве, в том числе для проектных организаций;
- Временные строительные нормы по герметизации окон, проектированию тепловых сетей из труб с пенополиуретановой (ППУ) изоляцией, по выбору, расчету и размещению счетчиков воды, систем и узлов учета электропотребления, проектированию инженерного оборудования зданий и сооружений.
Были также разработаны 2-я редакция Эталона энергетического паспорта проекта жилого здания, проект Закона о налоговых льготах, стимулирующих энергосбережение в строительном комплексе, и ряд других нормативно-правовых документов.
В 1997 г. были утверждены мероприятия по применению новых энергосберегающих технических решений в проектах жилых домов массовых серий.
Выполнена разработка проектной документации и осуществлена подготовка к производству и комплектации московских строек "теплыми" панелями, теплосберегающей оконной "столяркой", эффективным инженерным оборудованием.
В 1997 г. был налажен выпуск и начата комплектация московских строек сборными ограждающими конструкциями оконных и балконных блоков с повышенным уровнем теплоизоляции,начато применение отопительных систем с индивидуальными регуляторами отопительных приборов и систем водоснабжения с водосберегающей арматурой, а также поквартирных и подомовых узлов учета расхода холодной и горячей воды.
В соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении" разработаны Временные требования по проектированию для Москвы энергоэфективных зданий.
Получили распространение надежные и высокоэффективные блочные центральные тепловые пункты мощностью до 3,5 Гкал/час и частотно-регулируемые электроприводы малой мощности на сетевых насосах системы теплоснабжения и т.д.
Планом работ на 1997 г., помимо отмеченного выше, в Москве, предусматривалось осуществление ряда других энергосберегающих мероприятий, включая применение труб с пенополиуретановой изоляцией в полиэтиленовой оболочке и сильфонных компенсаторов для распределительных тепловых сетей, спиральных и пластинчатых теплообменников, систем автоматического регулирования процесса горения органического топлива, установок вторичного использования отработанных нефтяных масел, систем регулирования освещения на станциях метрополитена, новых высокоэффективных источников света, фотоэлектронных выключателей осветительных приборов и т.д.
В последнее время при поддержке Правительства Москвы продолжалась работа, курируемая по линии Миннауки России, по созданию на территории города в рамках проекта Европейской экономической комиссии ООН "Энергетическая эффективность 2000" трех демонстрационных зон высокой энергетической эффективности" (см. раздел 5).