I. Необходимость принятия данного законопроекта.
Федеральным законом "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", вступившим в силу 19 мая 1995 года, "... в Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах".
Однако в вышеназванном Законе не предусмотрены санкции за использование нацистской символики и не определено само понятие "нацистской символики", что делает ее запрещение декларативным.
До сих пор Государственная Дума не внесла никаких изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, которые позволили бы правоохранительным органам наказывать тех, кто попирает вышеназванный Федеральный закон и, используя нацистскую символику, оскорбляет чувства российских граждан.
Нацистская символика превратилась в опознавательный знак ряда экстремистских общественных объединений. Так "Русское Национальное Единство" Баркашова А. признает своей эмблемой "левую свастику" слегка измененный гитлеровский символ, а также копирует нацистское приветствие и атрибуты эсэсовской формы. Так же действуют и другие военизированные группы фашистского толка. В Москве открыто распространяется газета "Штурмовик", орган "Русского национального союза", самим названием пропагандирующая нацизм и без стеснения публикующая портреты Гитлера на фоне свастики и в сопровождении статей, представляющих собой фашистскую пропаганду (см., например, "Штурмовик" N 15 / 27 / 16-30 сентября 1996 года).
Заместитель начальника Главного управления внутренних дел города Москвы Виноградов А.В. в письме Председателю Московской городской Думы Платонову В.М. от 27 ноября 1996 года, сообщая об изъятии органами внутренних дел за период с сентября 1995 года 28 экземпляров газет, использующих нацистскую символику (притом, что их суммарный тираж составляет многие тысячи экземпляров), отметил, что "... в действующем законодательстве ... не предусмотрена ответственность за использование в печатных органах партий и общественно-политических движений символики, схожей с фашистской, что значительно затрудняет работу правоохранительных органов".
В феврале 1997 года вступил в силу принятый Московской городской Думой Закон города Москвы от 15 января 1997 года N 1 "Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории города Москвы", в котором впервые дано юридическое определение понятия "нацистская символика" и установлены санкции за ее использование. Однако этот Закон действует только на территории одного из субъектов Российской Федерации и предусмотренные им санкции ограничены, поскольку Московская городская Дума, в рамках своих полномочий, не может устанавливать уголовную ответственность за противоправные действия.
Между тем, в законодательстве ряда европейских стран за ведение нацистской пропаганды и использование нацистской символики предусмотрена уголовная ответственность, и достаточно суровая. Так, согласно Уголовному кодексу Германии, те, кто "использует или публично на собрании или в распространяемых им публикациях применяет "нацистскую символику, подлежат уголовному наказанию в виде лишения свободы сроком до трех лет либо денежному штрафу. Под нацистской символикой в Уголовном кодексе ФРГ понимаются знамена, значки, атрибуты униформы, приветствия, применявшиеся Национал-социалистической рабочей партией Германии и связанными с ней организациями, впоследствии признанными преступными и запрещенными согласно решениям международных трибуналов. При разработке настоящего законопроекта был учтен опыт законодательства тех стран, где подобные законы уже действуют, и прежде всего, опыт законодательства Германии.
В настоящем законопроекте устанавливается уголовная ответственность за использование в любой форме нацистской символики на территории Российской Федерации, при этом дается юридическое определение понятия "нацистская символика" и устанавливаются санкции за нарушение данного закона. В законопроекте особо оговаривается, в каких случаях санкции за использование нацистской символики не применяются (ибо использование нацистской символики может иметь место в материалах, направленных на осуждение фашизма, а также в чисто исторических материалах, включая те, которые касаются эпох, когда соответствующая символика еще не выступала в качестве нацистской).
Таким образом, предложенный законопроект позволяет поставить борьбу против использования нацистской символики на правовую основу и ликвидировать пробел в российском законодательстве, ставший особенно заметным и нетерпимым после принятия Государственной Думой Российской Федерации Федерального закона "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов".
II. Справка о состоянии законодательства в данной сфере
правового регулирования.
Как следует из вышеизложенного, настоящий законопроект, в случае его принятия, будет означать дополнение Уголовного кодекса Российской Федерации статьей 282-2 (в настоящее время на рассмотрении Государственной Думы Российской Федерации уже находится законопроект, внесенный Московской городской Думой в феврале 1997 года и имеющий целью дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации статьей 282-1 - о наказании за восхваление либо отрицание нацистских преступлений). Отмены, изменения, дополнения или принятия иных законов и нормативных правовых актов, кроме вышеуказанного дополнения статьи 282 Уголовного кодекса Российской Федерации, принятие настоящего законопроекта не влечет.
Реализация настоящего законопроекта не связана с материальными и иными затратами.
Координатор направления деятельности
Московской городской Думы
по национальной политике,
проблемам политического экстремизма
Е.В.Прошечкин
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
"КОДЕКС"