МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 октября 1997 года N 73


О законодательной инициативе Московской
городской Думы "О проекте Федерального
закона "О внесении дополнения в Уголовный
кодекс Российской Федерации"

(с изменениями на 27 марта 2002 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Московской городской Думы от 27 марта 2002 года N 83.

____________________________________________________________________

_______________________________________
Снято с контроля на основании
 постановления  Московской городской Думы
от 17 декабря 1997 года N 92

_______________________________________

       

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации, Московская городская дума

постановляет:

1. Направить в Государственную Думу проект Федерального закона "О внесении дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации".

2. Поручить представление проекта Федерального закона в Государственной Думе депутату Московской городской Думы Платонову В.М. (пункт в редакции постановления Московской городской Думы от 27 марта 2002 года N 83 - см. предыдущую редакцию).

     

3. Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Московской городской Думы (пункт в редакции постановления Московской городской Думы от 27 марта 2002 года N 83 - см. предыдущую редакцию).

Заместитель Председателя
 Московской городской Думы
                                 А.Н.Крутов

Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении дополнения в Уголовный
кодекс Российской Федерации

Дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации статьей 282-2 "Об уголовной ответственности за использование в любой форме нацистской символики в Российской Федерации", изложив ее текст в следующей редакции:

"Публичное использование (то есть демонстрация на улицах и в других общественных местах, а равно на предприятиях, в учреждениях и организациях) нацистской символики (то есть изображений свастики, фасций, знамен, значков, униформы или ее атрибутов, приветственных жестов и т.п., представляющих собой воспроизведение в любой форме соответствующей символики, использовавшейся Национал-социалистической партией Германии и Фашистской партией Италии) наказывается штрафом в размере от двадцати пяти до ста минимальных размеров оплаты труда или исправительными работами на срок от двух до шести месяцев.

Те же действия, совершенные с использованием средств массовой информации, а равно изготовление и (или) распространение печатной продукции, кино-, фото-, аудио- и видеоматериалов такого же содержания наказываются штрафом в размере от ста до пятисот минимальных размеров оплаты труда либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

Действия, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо повторно, наказываются штрафом в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда либо лишением свободы от одного года до трех лет.

Примечание. Не считаются преступлением действия, предусмотренные настоящей статьей, если использование нацистской символики имеет место при проведении антифашистских публичных мероприятий (собраний, митингов, выставок и т.п.), а также в рамках художественных или научных публикаций, в фильмах и других материалах, осуждающих фашизм либо освещающих исторические реалии и не направленных на пропаганду фашизма."

Президент Российской Федерации
Б.Ельцин

Москва, Кремль
"  " _______ 199_ года

Пояснительная записка
к проекту Федерального закона
"О внесении дополнения в Уголовный кодекс
Российской Федерации"

I. Необходимость принятия данного законопроекта.

Федеральным законом "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", вступившим в силу 19 мая 1995 года, "... в Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах".

Однако в вышеназванном Законе не предусмотрены санкции за использование нацистской символики и не определено само понятие "нацистской символики", что делает ее запрещение декларативным.

До сих пор Государственная Дума не внесла никаких изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, которые позволили бы правоохранительным органам наказывать тех, кто попирает вышеназванный Федеральный закон и, используя нацистскую символику, оскорбляет чувства российских граждан.

Нацистская символика превратилась в опознавательный знак ряда экстремистских общественных объединений. Так "Русское Национальное Единство" Баркашова А. признает своей эмблемой "левую свастику" слегка измененный гитлеровский символ, а также копирует нацистское приветствие и атрибуты эсэсовской формы. Так же действуют и другие военизированные группы фашистского толка. В Москве открыто распространяется газета "Штурмовик", орган "Русского национального союза", самим названием пропагандирующая нацизм и без стеснения публикующая портреты Гитлера на фоне свастики и в сопровождении статей, представляющих собой фашистскую пропаганду (см., например, "Штурмовик" N 15 / 27 / 16-30 сентября 1996 года).

Заместитель начальника Главного управления внутренних дел города Москвы Виноградов А.В. в письме Председателю Московской городской Думы Платонову В.М. от 27 ноября 1996 года, сообщая об изъятии органами внутренних дел за период с сентября 1995 года 28 экземпляров газет, использующих нацистскую символику (притом, что их суммарный тираж составляет многие тысячи экземпляров), отметил, что "... в действующем законодательстве ... не предусмотрена ответственность за использование в печатных органах партий и общественно-политических движений символики, схожей с фашистской, что значительно затрудняет работу правоохранительных органов".

В феврале 1997 года вступил в силу принятый Московской городской Думой Закон города Москвы от 15 января 1997 года N 1 "Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории города Москвы", в котором впервые дано юридическое определение понятия "нацистская символика" и установлены санкции за ее использование. Однако этот Закон действует только на территории одного из субъектов Российской Федерации и предусмотренные им санкции ограничены, поскольку Московская городская Дума, в рамках своих полномочий, не может устанавливать уголовную ответственность за противоправные действия.

Между тем, в законодательстве ряда европейских стран за ведение нацистской пропаганды и использование нацистской символики предусмотрена уголовная ответственность, и достаточно суровая. Так, согласно Уголовному кодексу Германии, те, кто "использует или публично на собрании или в распространяемых им публикациях применяет "нацистскую символику, подлежат уголовному наказанию в виде лишения свободы сроком до трех лет либо денежному штрафу. Под нацистской символикой в Уголовном кодексе ФРГ понимаются знамена, значки, атрибуты униформы, приветствия, применявшиеся Национал-социалистической рабочей партией Германии и связанными с ней организациями, впоследствии признанными преступными и запрещенными согласно решениям международных трибуналов. При разработке настоящего законопроекта был учтен опыт законодательства тех стран, где подобные законы уже действуют, и прежде всего, опыт законодательства Германии.

В настоящем законопроекте устанавливается уголовная ответственность за использование в любой форме нацистской символики на территории Российской Федерации, при этом дается юридическое определение понятия "нацистская символика" и устанавливаются санкции за нарушение данного закона. В законопроекте особо оговаривается, в каких случаях санкции за использование нацистской символики не применяются (ибо использование нацистской символики может иметь место в материалах, направленных на осуждение фашизма, а также в чисто исторических материалах, включая те, которые касаются эпох, когда соответствующая символика еще не выступала в качестве нацистской).

Таким образом, предложенный законопроект позволяет поставить борьбу против использования нацистской символики на правовую основу и ликвидировать пробел в российском законодательстве, ставший особенно заметным и нетерпимым после принятия Государственной Думой Российской Федерации Федерального закона "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов".

    

 II. Справка о состоянии законодательства в данной сфере

правового регулирования.

Как следует из вышеизложенного, настоящий законопроект, в случае его принятия, будет означать дополнение Уголовного кодекса Российской Федерации статьей 282-2 (в настоящее время на рассмотрении Государственной Думы Российской Федерации уже находится законопроект, внесенный Московской городской Думой в феврале 1997 года и имеющий целью дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации статьей 282-1 - о наказании за восхваление либо отрицание нацистских преступлений). Отмены, изменения, дополнения или принятия иных законов и нормативных правовых актов, кроме вышеуказанного дополнения статьи 282 Уголовного кодекса Российской Федерации, принятие настоящего законопроекта не влечет.

Реализация настоящего законопроекта не связана с материальными и иными затратами.

Координатор направления деятельности
 Московской городской Думы
 по национальной политике,
 проблемам политического экстремизма
                              Е.В.Прошечкин




Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
"КОДЕКС"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»