____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Санкт-Петербурга
от 24 сентября 2009 года N 1081
____________________________________________________________________
Рассмотрев "Анализ функционального использования акватории и прибрежной территории Финского залива в пределах Санкт-Петербурга с предложениями по развитию портовых комплексов и объектов водного транспорта" (далее - Предложения), разработанный Комитетом по градостроительству и архитектуре и рассмотренный на заседании Административного совета портов Санкт-Петербурга, Правительство Санкт-Петербурга постановило:
1. Одобрить проектные решения Предложений согласно приложению.
2. Согласиться с приоритетной функцией развития портовых комплексов в зонах, определенных Предложениями.
3. Предложить отраслевым и территориальным органам Администрации Санкт-Петербурга в своей деятельности руководствоваться решениями Предложений о приоритетной функции использования зон развития портовых комплексов.
4. Считать целесообразным:
- продолжить проработку вопросов развития портовых комплексов, а также территорий, функционально связанных с деятельностью Большого Санкт-Петербургского морского порта;
- рассмотреть представленные Предложения совместно с аналогичной работой, выполненной по территории Ленинградской области, на совместном заседании Администраций Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
5. Контроль за выполнением постановления возложить на первого вице-губернатора, председателя Комитета экономики и промышленной политики, председателя административного совета Морского порта Санкт-Петербурга Сергеева Д.В.
Председатель Правительства -
губернатор Санкт-Петербурга
В.А.Яковлев
Анализ функционального использования акватории
и прибрежной территории Финского залива в пределах
Санкт-Петербурга с предложениями по развитию
портовых комплексов и объектов водного транспорта
Петербургская водная система - Финский залив, река Нева и ее дельта - всегда была основным градоформирующим фактором, определяющим развитие Санкт-Петербурга. Уникальное географическое положение города создает оптимальные условия для развития портовой деятельности. Однако обширные низменные заболоченные участки побережья и многочисленные несудоходные зоны акватории Невской губы сотни лет препятствовали реализации этой идеи. Лишь со строительством в конце XIX века Морского корабельного канала Санкт-Петербург стал по-настоящему морской гаванью России. С этого времени в западной части города на островах Гутуевском, Канонерском, Турухтанных начал развиваться морской порт, в настоящее время способный обрабатывать суда с осадкой до 10 метров. За свою более чем столетнюю историю порт Санкт-Петербурга превратился в одно из крупнейших в своей отрасли предприятий России, способных перерабатывать более 15 миллионов тонн грузов ежегодно. Кроме того, в зоне порта размещаются организации, напрямую связанные с морским транспортом (АО "Петролеспорт", АО "Северная верфь", АО "Кировский завод", Канонерский судоремонтный завод и др.).
Происходящие с начала 90-х годов геополитические и социально-экономические изменения привели к возрастанию роли Санкт-Петербурга как крупнейшего транспортного узла России, и прежде всего, как морских ворот в Северную Атлантику. Множество инвестиционных предложений по строительству новых портовых комплексов и терминалов в акватории Невской губы, по реконструкции существующего порта с образованием новых территорий и использованию в коммерческих целях существующих причальных стенок на промышленных предприятиях города, свидетельствуют о необходимости рассмотрения территорий на предмет возможности создания новых портовых мощностей и их максимально возможного развития в увязке с градостроительным зонированием, выявлением приоритетных функций и регламентов использования территорий.
Целью работы являлась разработка градостроительных решений по зонированию побережья Финского залива, выявление зон приоритетного функционального использования и определения возможного территориального развития существующих и создания новых портовых районов.
В работе рассмотрена территория площадью более 150 кв. километров, охватывающая акваторию Невской губы и прибрежную зону на протяжении почти 280 километров береговой линии Санкт-Петербурга (см. рисунок)*. Естественными границами рассмотрения в глубину территории явились линии транспортных коммуникаций (автодороги, железнодорожные линии).
---------------
* Рисунок не приводится. Примечание юридического бюро "Кодекс".
Основные показатели существующего использования прибрежных территорий приведены в таблице 1. Эти показатели свидетельствуют о значительных возможностях Санкт-Петербурга для размещения портовых объектов.
Используя метод многофакторного анализа предпосылок развития и имеющихся ограничений, включая экологические, градостроительные, транспортные и другие, в работе предложена корректура существующего функционального использования прибрежных территорий (см. табл.2) с целью выделения зон возможного размещения портовых комплексов. Таких зон определено четыре. Их возможный суммарный грузооборот составляет около 60 миллионов тонн. Самая значительная из них - в восточной части Невской губы (район существующего Санкт-Петербургского порта) - 33 миллиона тонн в год. Следующие зоны располагаются:
- в западной части Невской губы (с западной стороны южного участка дамбы КЗС) - 14 миллионов тонн;
- на северном берегу в районе пос.Горская - 2 миллиона тонн;
- участок южного побережья в районе г.Ломоносова - 8 миллионов тонн.
В указанных зонах, помимо оценки особенностей судоходства, рассмотрена возможность сухопутного транспортного обслуживания портовых комплексов и определены для этих целей мероприятия по развитию улично-дорожной и железнодорожной сети Санкт-Петербургского транспортного узла.
Мероприятия для обеспечения автомобильных перевозок предусматривают дальнейшее развитие системы специализированных городских и внегородских скоростных магистралей, и в первую очередь, западного участка кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга.
Размещение значительных по грузообороту портовых комплексов в западной части Невской губы потребует кардинальной реконструкции ж.д. узла на южном подходе к Санкт-Петербургу с целью создания глубокого железнодорожного обхода города по линии Гатчина - Веймарн - Котлы - Калище - Бронка. Ориентировочная стоимость этих работ составит в ценах 1984 года 900 млн.рублей.
Особое внимание в работе уделено перспективе развития территории морского порта Санкт-Петербург.
Юридическая граница порта установлена Постановлением СНК от 14 июня 1923 года (инв. N 2082). С течением времени, в связи с изменениями наименований, размещением на территории порта сторонних организаций границы порта дважды пересматривались и переутверждались Постановлением Президиума Ленинградского Совета РК и КД от 5 марта 1936 года (протокол N 9) и решением Исполкома Ленгорсовета N 186 от 12 августа 1963 года.
В плановом отношении территория порта, несмотря на это, практически не изменилась и в настоящее время составляет 427 га, акватория - 327 га.
За период с 1923 года по настоящее время территория порта в отведенных границах использовалась в основном для строительства причалов и объектов портового хозяйства. Однако в начальный период небольшой грузооборот не требовал полного освоения всей портовой территории, что привлекало внимание различных организаций других ведомств возможностью занятия свободных участков. Постепенно часть территории, прилегающей к порту, раздавалась, что официально оформлялось соответствующими постановлениями.
В результате активного развития городской застройки вокруг порта в послевоенный период порт, по существу, оказался в зоне застройки города. Особенно это проявилось в последние три десятилетия, после того как в 1966 году был разработан и утвержден Правительством Генеральный план развития Ленинграда и его пригородов, в соответствии с которым началась интенсивная застройка приморской юго-западной части города.
К настоящему времени вся материковая и островные части территории порта в юридических границах практически полностью застроены и разграничены на режимную территорию, занимаемую непосредственно портом, и предпортовую, в которой помимо портовых объектов размещаются различные здания и сооружения организации БМП. Порт разделен на четыре района, на которых действуют девять перегрузочных комплексов. Кроме того, имеется пассажирский Морской вокзал.
Неосвоенными территориями в этих границах остались только баровая зона Невской губы и акватория Южно-Лахтинской отмели общей площадью около 2500 га.
Порт соединяется с глубоководной частью Финского залива Кронштадтским Корабельным каналом и Ленинградским Морским каналом общей длиной 45 км. Навигация длится круглый год.
Морской торговый порт имеет проектную мощность 13 млн. т в год сухогрузных грузов. Как показывает работа, увеличение мощности порта в существующих границах возможно в основном за счет развития 4-го района, в том числе:
- строительства контейнерного терминала на причале 101;
- строительства нового причального фронта (перегрузочных комплексов) на причалах 181 - 107;
- расширения контейнерного терминала на 88 причале (третий район);
- строительства перегрузочного комплекса на причале 23.
Увеличение мощности по сухогрузам составит примерно 5 млн. т в год.
Уже в настоящее время идет реализация ряда проектов. Так, на основе существующей бункеровочной базы (район угольной гавани) осуществляется проект СП ЗАО "Петербургский нефтяной терминал", который предусматривает создание нефтяного терминала с годовым объемом переработки нефтепродуктов 4 млн.т.
Значительные перспективы развития порта связаны с созданием пятого района порта и зоны "Канонерская". Предусматривается образование новых территорий, примыкающих к Канонерскому острову и дамбам Ленинградского Морского канала. Для подхода морских судов смешанного плавания и речных предлагается использовать корабельный фарватер и реку Большая Нева. Железнодорожное обслуживание района предусматривается железнодорожным вводом со станции "Новый порт" через Морской канал. Предполагается, что здесь будут обрабатываться сухогрузные экологически чистые непылящие грузы в объеме до 8,7 млн. тонн в год.
В работе также рассмотрена целесообразность реализации инвестиционных предложений по созданию новых локальных портовых комплексов и пассажирских терминалов (см. табл.3). Реализация части этих предложений расширит границы участков побережья, связанных с работой Морского транспорта, и значительно увеличит морской грузооборот Санкт-Петербурга.
По итогам работы можно сделать следующие основные выводы о перспективах дальнейшего развития портовых мощностей Санкт-Петербурга. Несмотря на крайне малый удельный вес территорий, занятых на побережье объектами водного транспорта - менее 2%, Санкт-Петербург имеет резервы, в том числе территориальные, для развития портовых мощностей, позволяющих с учетом экологических и градостроительных условий развивать портовые мощности в суммарном объеме до 60 млн.т.
Вместе с тем, создание новых портовых мощностей не является альтернативой развития Санкт-Петербургского морского порта, который может перерабатывать до 33 млн.т грузов, а должно рассматриваться как перспектива, учитывающая технологические и экономические особенности развития рынка морских перевозок.
Территории для возможного размещения новых портовых мощностей сгруппированы в четырех зонах: в восточной части Невской губы (зона морского порта Санкт-Петербург), в которой возможно перерабатывать до 33 млн.т грузов в год; в южной части побережья Невской губы (в районе г.Ломоносова) - 8 млн.т в год; на северном побережье Невской губы (в районе пос.Горская) - 2 млн.т в год; перспективная территория в западной части Невской губы (с западной стороны южного участка дамбы КЗС) - до 14 млн.т в год.
Дальнейшее развитие портовых районов в акватории Невской губы требует реконструкции судоходных фарватеров, в первую очередь Морского канала, пропускная способность которого в настоящее время лимитирована.
Увеличение грузооборота морского транспорта (портовых мощностей) потребует значительных вложений в реконструкцию городской улично-дорожной сети и Санкт-Петербургского железнодорожного узла для создания новых транспортных коридоров на подходах к побережью Невской губы.
Выполненная работа является комплексным, концептуальным градостроительным исследованием и служит базисным материалом при принятии принципиального решения по дальнейшему развитию портовых мощностей Санкт-Петербурга.
Положения работы следует рассматривать в контексте развития российских портовых мощностей на Балтике в увязке с положениями аналогичной работы по Ленинградской области.
Материалы работы должны учитываться административными органами при размещении объектов в зоне побережья Финского залива.
Показатели существующего использования побережья
Санкт-Петербурга административно подчиненных
ему территорий
N | Функциональное | Ед. | Существующее |
Прибрежные территории | |||||
Селитибные | кв.км | 30,24 | |||
Рекреационные | кв.км | 66,97 | |||
Дворцово-парковые | кв.км | 11,25 | |||
Судостроительная | кв.км | 3,54 | |||
Промышленность других | кв.км | 8,27 | |||
Охраняемые природные | кв.км | 2,70 | |||
Территории водного | кв.км | 2,23 | |||
Прочие (намыв, золоотвал, | кв.км | 1,91 | |||
Спецтерритории | кв.км | 20,35 | |||
Всего: | кв.км | 147,6 | |||
Физическое состояние | |||||
Причалы различного | км | 33,96 | |||
Набережные, в т.ч. | км | 78,52 | |||
Пляжи | км | 6,54 | |||
Намыв | км | 13,40 | |||
Естественный берег, | км | 145,05 | |||
Всего: | км | 277,47 |