Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 октября 1997 года N 48


Об анализе функционального использования акватории
и прибрежной территории Финского залива в пределах
Санкт-Петербурга

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Санкт-Петербурга
от 24 сентября 2009 года N 1081

____________________________________________________________________

Рассмотрев "Анализ функционального использования акватории и прибрежной территории Финского залива в пределах Санкт-Петербурга с предложениями по развитию портовых комплексов и объектов водного транспорта" (далее - Предложения), разработанный Комитетом по градостроительству и архитектуре и рассмотренный на заседании Административного совета портов Санкт-Петербурга, Правительство Санкт-Петербурга постановило:

1. Одобрить проектные решения Предложений согласно приложению.

2. Согласиться с приоритетной функцией развития портовых комплексов в зонах, определенных Предложениями.

3. Предложить отраслевым и территориальным органам Администрации Санкт-Петербурга в своей деятельности руководствоваться решениями Предложений о приоритетной функции использования зон развития портовых комплексов.

4. Считать целесообразным:

- продолжить проработку вопросов развития портовых комплексов, а также территорий, функционально связанных с деятельностью Большого Санкт-Петербургского морского порта;

- рассмотреть представленные Предложения совместно с аналогичной работой, выполненной по территории Ленинградской области, на совместном заседании Администраций Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

5. Контроль за выполнением постановления возложить на первого вице-губернатора, председателя Комитета экономики и промышленной политики, председателя административного совета Морского порта Санкт-Петербурга Сергеева Д.В.

Председатель Правительства -
губернатор Санкт-Петербурга
                              В.А.Яковлев

Приложение
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 09.10.97 N 48

Анализ функционального использования акватории
и прибрежной территории Финского залива в пределах
Санкт-Петербурга с предложениями по развитию
портовых комплексов и объектов водного транспорта

Петербургская водная система - Финский залив, река Нева и ее дельта - всегда была основным градоформирующим фактором, определяющим развитие Санкт-Петербурга. Уникальное географическое положение города создает оптимальные условия для развития портовой деятельности. Однако обширные низменные заболоченные участки побережья и многочисленные несудоходные зоны акватории Невской губы сотни лет препятствовали реализации этой идеи. Лишь со строительством в конце XIX века Морского корабельного канала Санкт-Петербург стал по-настоящему морской гаванью России. С этого времени в западной части города на островах Гутуевском, Канонерском, Турухтанных начал развиваться морской порт, в настоящее время способный обрабатывать суда с осадкой до 10 метров. За свою более чем столетнюю историю порт Санкт-Петербурга превратился в одно из крупнейших в своей отрасли предприятий России, способных перерабатывать более 15 миллионов тонн грузов ежегодно. Кроме того, в зоне порта размещаются организации, напрямую связанные с морским транспортом (АО "Петролеспорт", АО "Северная верфь", АО "Кировский завод", Канонерский судоремонтный завод и др.).

Происходящие с начала 90-х годов геополитические и социально-экономические изменения привели к возрастанию роли Санкт-Петербурга как крупнейшего транспортного узла России, и прежде всего, как морских ворот в Северную Атлантику. Множество инвестиционных предложений по строительству новых портовых комплексов и терминалов в акватории Невской губы, по реконструкции существующего порта с образованием новых территорий и использованию в коммерческих целях существующих причальных стенок на промышленных предприятиях города, свидетельствуют о необходимости рассмотрения территорий на предмет возможности создания новых портовых мощностей и их максимально возможного развития в увязке с градостроительным зонированием, выявлением приоритетных функций и регламентов использования территорий.

Целью работы являлась разработка градостроительных решений по зонированию побережья Финского залива, выявление зон приоритетного функционального использования и определения возможного территориального развития существующих и создания новых портовых районов.

В работе рассмотрена территория площадью более 150 кв. километров, охватывающая акваторию Невской губы и прибрежную зону на протяжении почти 280 километров береговой линии Санкт-Петербурга (см. рисунок)*. Естественными границами рассмотрения в глубину территории явились линии транспортных коммуникаций (автодороги, железнодорожные линии).

---------------

* Рисунок не приводится. Примечание юридического бюро "Кодекс".

Основные показатели существующего использования прибрежных территорий приведены в таблице 1. Эти показатели свидетельствуют о значительных возможностях Санкт-Петербурга для размещения портовых объектов.

Используя метод многофакторного анализа предпосылок развития и имеющихся ограничений, включая экологические, градостроительные, транспортные и другие, в работе предложена корректура существующего функционального использования прибрежных территорий (см. табл.2) с целью выделения зон возможного размещения портовых комплексов. Таких зон определено четыре. Их возможный суммарный грузооборот составляет около 60 миллионов тонн. Самая значительная из них - в восточной части Невской губы (район существующего Санкт-Петербургского порта) - 33 миллиона тонн в год. Следующие зоны располагаются:

- в западной части Невской губы (с западной стороны южного участка дамбы КЗС) - 14 миллионов тонн;

- на северном берегу в районе пос.Горская - 2 миллиона тонн;

- участок южного побережья в районе г.Ломоносова - 8 миллионов тонн.

В указанных зонах, помимо оценки особенностей судоходства, рассмотрена возможность сухопутного транспортного обслуживания портовых комплексов и определены для этих целей мероприятия по развитию улично-дорожной и железнодорожной сети Санкт-Петербургского транспортного узла.

Мероприятия для обеспечения автомобильных перевозок предусматривают дальнейшее развитие системы специализированных городских и внегородских скоростных магистралей, и в первую очередь, западного участка кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга.

Размещение значительных по грузообороту портовых комплексов в западной части Невской губы потребует кардинальной реконструкции ж.д. узла на южном подходе к Санкт-Петербургу с целью создания глубокого железнодорожного обхода города по линии Гатчина - Веймарн - Котлы - Калище - Бронка. Ориентировочная стоимость этих работ составит в ценах 1984 года 900 млн.рублей.

Особое внимание в работе уделено перспективе развития территории морского порта Санкт-Петербург.

Юридическая граница порта установлена Постановлением СНК от 14 июня 1923 года (инв. N 2082). С течением времени, в связи с изменениями наименований, размещением на территории порта сторонних организаций границы порта дважды пересматривались и переутверждались Постановлением Президиума Ленинградского Совета РК и КД от 5 марта 1936 года (протокол N 9) и решением Исполкома Ленгорсовета N 186 от 12 августа 1963 года.

В плановом отношении территория порта, несмотря на это, практически не изменилась и в настоящее время составляет 427 га, акватория - 327 га.

За период с 1923 года по настоящее время территория порта в отведенных границах использовалась в основном для строительства причалов и объектов портового хозяйства. Однако в начальный период небольшой грузооборот не требовал полного освоения всей портовой территории, что привлекало внимание различных организаций других ведомств возможностью занятия свободных участков. Постепенно часть территории, прилегающей к порту, раздавалась, что официально оформлялось соответствующими постановлениями.

В результате активного развития городской застройки вокруг порта в послевоенный период порт, по существу, оказался в зоне застройки города. Особенно это проявилось в последние три десятилетия, после того как в 1966 году был разработан и утвержден Правительством Генеральный план развития Ленинграда и его пригородов, в соответствии с которым началась интенсивная застройка приморской юго-западной части города.

К настоящему времени вся материковая и островные части территории порта в юридических границах практически полностью застроены и разграничены на режимную территорию, занимаемую непосредственно портом, и предпортовую, в которой помимо портовых объектов размещаются различные здания и сооружения организации БМП. Порт разделен на четыре района, на которых действуют девять перегрузочных комплексов. Кроме того, имеется пассажирский Морской вокзал.

Неосвоенными территориями в этих границах остались только баровая зона Невской губы и акватория Южно-Лахтинской отмели общей площадью около 2500 га.

Порт соединяется с глубоководной частью Финского залива Кронштадтским Корабельным каналом и Ленинградским Морским каналом общей длиной 45 км. Навигация длится круглый год.

Морской торговый порт имеет проектную мощность 13 млн. т в год сухогрузных грузов. Как показывает работа, увеличение мощности порта в существующих границах возможно в основном за счет развития 4-го района, в том числе:

- строительства контейнерного терминала на причале 101;

- строительства нового причального фронта (перегрузочных комплексов) на причалах 181 - 107;

- расширения контейнерного терминала на 88 причале (третий район);

- строительства перегрузочного комплекса на причале 23.

Увеличение мощности по сухогрузам составит примерно 5 млн. т в год.

Уже в настоящее время идет реализация ряда проектов. Так, на основе существующей бункеровочной базы (район угольной гавани) осуществляется проект СП ЗАО "Петербургский нефтяной терминал", который предусматривает создание нефтяного терминала с годовым объемом переработки нефтепродуктов 4 млн.т.

Значительные перспективы развития порта связаны с созданием пятого района порта и зоны "Канонерская". Предусматривается образование новых территорий, примыкающих к Канонерскому острову и дамбам Ленинградского Морского канала. Для подхода морских судов смешанного плавания и речных предлагается использовать корабельный фарватер и реку Большая Нева. Железнодорожное обслуживание района предусматривается железнодорожным вводом со станции "Новый порт" через Морской канал. Предполагается, что здесь будут обрабатываться сухогрузные экологически чистые непылящие грузы в объеме до 8,7 млн. тонн в год.

В работе также рассмотрена целесообразность реализации инвестиционных предложений по созданию новых локальных портовых комплексов и пассажирских терминалов (см. табл.3). Реализация части этих предложений расширит границы участков побережья, связанных с работой Морского транспорта, и значительно увеличит морской грузооборот Санкт-Петербурга.

По итогам работы можно сделать следующие основные выводы о перспективах дальнейшего развития портовых мощностей Санкт-Петербурга. Несмотря на крайне малый удельный вес территорий, занятых на побережье объектами водного транспорта - менее 2%, Санкт-Петербург имеет резервы, в том числе территориальные, для развития портовых мощностей, позволяющих с учетом экологических и градостроительных условий развивать портовые мощности в суммарном объеме до 60 млн.т.

Вместе с тем, создание новых портовых мощностей не является альтернативой развития Санкт-Петербургского морского порта, который может перерабатывать до 33 млн.т грузов, а должно рассматриваться как перспектива, учитывающая технологические и экономические особенности развития рынка морских перевозок.

Территории для возможного размещения новых портовых мощностей сгруппированы в четырех зонах: в восточной части Невской губы (зона морского порта Санкт-Петербург), в которой возможно перерабатывать до 33 млн.т грузов в год; в южной части побережья Невской губы (в районе г.Ломоносова) - 8 млн.т в год; на северном побережье Невской губы (в районе пос.Горская) - 2 млн.т в год; перспективная территория в западной части Невской губы (с западной стороны южного участка дамбы КЗС) - до 14 млн.т в год.

Дальнейшее развитие портовых районов в акватории Невской губы требует реконструкции судоходных фарватеров, в первую очередь Морского канала, пропускная способность которого в настоящее время лимитирована.

Увеличение грузооборота морского транспорта (портовых мощностей) потребует значительных вложений в реконструкцию городской улично-дорожной сети и Санкт-Петербургского железнодорожного узла для создания новых транспортных коридоров на подходах к побережью Невской губы.

Выполненная работа является комплексным, концептуальным градостроительным исследованием и служит базисным материалом при принятии принципиального решения по дальнейшему развитию портовых мощностей Санкт-Петербурга.

Положения работы следует рассматривать в контексте развития российских портовых мощностей на Балтике в увязке с положениями аналогичной работы по Ленинградской области.

Материалы работы должны учитываться административными органами при размещении объектов в зоне побережья Финского залива.

Таблица 1

Показатели существующего использования побережья
Санкт-Петербурга административно подчиненных
ему территорий

N
п/п

Функциональное
использование

Ед.
изм.

Существующее

     

Прибрежные территории

Селитибные

кв.км

30,24

Рекреационные

кв.км

66,97

Дворцово-парковые
комплексы

кв.км

11,25

Судостроительная
промышленность

кв.км

3,54

Промышленность других
отраслей

кв.км

8,27

Охраняемые природные
комплексы

кв.км

2,70

Территории водного
транспорта

кв.км

2,23

Прочие (намыв, золоотвал,
ЦСА)

кв.км

1,91

Спецтерритории

кв.км

20,35

Всего:

кв.км

147,6

Физическое состояние
береговой линии

Причалы различного
назначения

км

33,96

Набережные, в т.ч.
комплекс защитных
сооружений

км

78,52

Пляжи

км

6,54

Намыв

км

13,40

Естественный берег,
в т.ч. спецпричалы

км

145,05

Всего:

км

277,47



Таблица 2

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»