КОНЦЕПЦИЯ
реформы жилищно-коммунального хозяйства
в Ленинградской области
I. Состояние и цели реформирования
жилищно-коммунального хозяйства
1. Жилищно-коммунальное хозяйство Ленинградской области состоит из ведомственных объектов коммунального хозяйства и жилищного фонда, муниципального жилищно-коммунального хозяйства и системы Невского водопровода.
Начиная с 1993 года активизирован процесс приемки от ведомств в муниципальную собственность городов и районов области жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры.
Муниципальная собственность в Ленинградской области за период 1993-1996 годов характеризуется следующими данными:
Объекты | Единицы | 1992 | 1995 | 1996 | В том числе |
1. Жилищный фонд | млн.кв.м | 8,9 | 14,7 | 23,0 | 13,0 |
2. Водопроводные | тыс.куб.м | 676,3 | 947,3 | 1032,6 | 251,0 |
3. Канализационные | тыс.куб.м | 277,0 | 320,3 | 370,5 | 116,0 |
4. Канализационные | км | 1521,9 | 2260,4 | 2400,4 | 401,0 |
5. Водопроводные | км | 1718,1 | 2370,8 | 3263,2 | 1401,0 |
6. Тепловые | км | 679,4 | 1214,2 | 1821,9 | 277,0 |
7. Котельные | ед. | 165 | 305 | 390 | 95 |
Ведомственная собственность значительно сократилась. Например, жилищный фонд ведомств составляет не более 11 процентов, количество котельных - около 22 процентов.
Все принятые объекты имеют 50 - 60 процентов износа, что ежегодно увеличивает аварийность объектов на 15 - 20 процентов, так как последние 10 лет финансировались в основном текущие ремонты объектов коммунального хозяйства, а плановые капитальные ремонты не проводились из-за отсутствия финансовых ресурсов и технической документации на принятые в муниципальную собственность объекты коммунального хозяйства.
2. Общее количество котельных в Ленинградской области на 1 января 1997 года составляет 498 единиц, из них муниципальных - 390 единиц.
По видам топлива муниципальные котельные распределяются следующим образом:
Котельные, работающие на: | ||||||||
угле | торфе | сланцевом | газе | мазуте | электричестве | дизельном | сланцах | дровах |
207 | 12 | 4 | 75 | 69 | 16 | 4 | 2 | 1 |
3. С 1993 года начался процесс внедрения на коммунальных объектах новых технологий, которые позволяют сократить расходы на приобретение топлива и проведение ремонтно-восстановительных работ:
- перевод котельных на газовое топливо,
- строительство 100 км газовых сетей с применением полиэтиленовых труб,
- использование торфа и отходов предприятий деревообработки в качестве топлива для муниципальных котельных,
- внедрение новых технологий при ремонтах инженерных сетей бестраншейным методом (типа "чулок").
4. С 1994 года начат процесс реконструкции в отрасли и из 20 областных объединений жилищно-коммунального хозяйства образовано 170 муниципальных предприятий.
Однако не удалось окончательно сформировать процесс договорных отношений между собственником жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства (муниципалитетами) и субъектами хозяйствования (жилищными ремонтно-эксплуатационными и коммунальными предприятиями), обеспечивающий разделение функций управления и хозяйствования.
5. С 1992 года начался рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги. К 1995 году доля затрат, покрываемых населением, возросла с 2 до 40 процентов. В результате объем недофинансирования отраслевых предприятий по отношению к 1993 году снизился, но был недостаточен для осуществления нормального функционирования отрасли, так как темпы роста затрат на жилищно-коммунальные услуги опережали темпы инфляции и доля бюджетных дотаций на содержание жилищного фонда и покрытие разницы в ценах на тепловую энергию и водоснабжение в бюджетах не уменьшилась.
Положение усугубилось тем, что в 1995 году реальные доходы городского населения снизились на 10 процентов, а сельского - более чем на 20 процентов, в связи с чем рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги увеличил количество неплательщиков и задолжников с 10 до 30 процентов.
6. Для обеспечения социальной защиты малодоходных слоев населения с 1994 года начали работу службы субсидий в 23 районах и городах - субъектах области. За этот период субсидии предоставлены ста тысячам семей (около 20 процентов) на сумму порядка 20 миллиардов рублей.
7. Создается единое информационное пространство отрасли на основе автоматизированных программ, разработанных Правительством Ленинградской области.
Сейчас функционируют пять автоматизированных программ:
- расчет квартирной платы и коммунальных услуг,