6.1. Механизм и последовательность реализации ГМП в Санкт-Петербурге представлены в виде схемы (схема 1). Схема отображает долгосрочный (четырехлетний) и текущие годовые циклы работы КСДМ Администрации. Блоки ежегодного цикла выстроены в последовательности подготовки к очередному финансовому году. Ежегодная корректировка и доработка целевых подпрограмм ГМП в рамках основных направлений ГМП, утверждаемых на 4 года, позволит гибко реагировать на возникающие проблемы и инициативы молодежи и даст возможность развернуть работу по принципу скользящего программирования. В механизме финансирования расставляются следующие акценты:
- финансируются только программы, проекты и мероприятия, прошедшие открытый конкурс в рамках размещения государственного заказа на реализацию утвержденной целевой региональной программы ГМП, исходя из выделенных бюджетных ассигнований. Размещение и реализация государственного заказа осуществляется на основе государственного контракта (договора) между КСДМ и соответствующим исполнителем.
Остальные проекты, не прошедшие или не попавшие на конкурс в установленные сроки, обеспечиваются информационной и консультационной поддержкой органов государственной власти Санкт-Петербурга и могут быть заявлены на участие в конкурсе на следующий год;
- размещение и финансирование госзаказа по направлениям и подпрограммам, по реализации которых не было проектов, прошедших конкурс, КСДМ сам размещает государственный заказ, основным подрядчиком при этом является Городской центр по работе с детьми, подростками и молодежью;
- финансирование подведомственных государственных учреждений переводится от пассивных дотационных форм на целевое финансирование проектов, программ сохранения и развития инфраструктуры, проведения общегородских и районных мероприятий.
6.2. Ресурсное обеспечение целевой региональной программы "Молодежь Санкт-Петербурга".
Источниками ресурсного обеспечения "Основных направлений ГМП Санкт-Петербурга" и целевой региональной программы "Молодежь Санкт-Петербурга" являются:
- средства бюджета Санкт-Петербурга;
- средства внебюджетных фондов;
- финансирование целевых программ ГМП в рамках других программ развития города и федеральных программ;
- средства на финансирование грантов и пилотных проектов в федеральных молодежных программах;
- привлеченные средства спонсоров, кооперантов по подпрограммам.
Определяется три типа финансирования проектов, мероприятий, входящих в целевые подпрограммы ГМП:
- на долевых условиях по отношению к проектам и мероприятиям, имеющим возможности привлечения внебюджетных средств, сопоставимых с бюджетным финансированием;
- стартовое финансирование по отношению к проектам, требующим начального финансирования и имеющим перспективы перевода на самоокупаемый режим;
- опекунское финансирование по отношению к проектам и мероприятиям, осуществление которых возможно только при постоянной государственной поддержке и требующих специального ресурсного и организационного сопровождения.
6.3. Структура управления и контроль за осуществлением ГМП.
Для управления ходом реализации ГМП в Санкт-Петербурге, координации и соорганизации задействованных в ней служб и ресурсов необходима соответствующая организационная структура.
Ведущим субъектом в механизме реализации молодежной политики является Комитет по делам семьи, детства и молодежи Администрации Санкт-Петербурга. Внутренняя структура КСДМ должна обеспечивать возможности работы в программно-целевом режиме. Часть структурных подразделений гибко перестраивается под реализацию профильных целевых подпрограмм, регулирует деятельность подведомственных учреждений, обеспечивает сохранение существующих видов деятельности и поддерживает необходимую для этого инфраструктуру. Другая часть подразделений выполняет сквозные и общеобеспечивающие функции по информационному, научно-методическому, кадровому обеспечению инновационных процессов и в целом всей молодежной политики.
К элементам, составляющим вертикальную структуру реализации ГМП, можно отнести следующие:
- базовым звеном вертикальной государственной структуры реализации ГМП должны стать специализированные отделы территориальных управлений Администрации Санкт-Петербурга по реализации ГМП и организации, работающие под их началом. Также требуется развитие инфраструктуры, работающей с подростками и молодежью: комиссии по делам несовершеннолетних, подростковые клубы, районные социальные службы, центры, предприятия и организации. Для поэтапного создания унифицированной государственной инфраструктуры ГМП в районах и городах Санкт-Петербурга в помощь территориальным управлениям Администрации действуют районные филиалы Городского центра по работе с детьми, подростками и молодежью. Территориальные управления Администрации и филиалы Центра объединяют усилия и ресурсы на реализацию ГМП;
- для формирования низового звена вертикальной структуры ГМП по согласованию с руководством крупных предприятий и учреждений, где обучаются или работают более 200 молодых людей, могут создаваться специализированные молодежные службы или вводиться должности специалистов по работе с молодежью на паритетных началах с государственными органами по реализации ГМП;
- в качестве основных элементов инфраструктуры общегородских целевых подпрограмм и оказания услуг молодежи создается сеть городских социальных служб для молодежи, центров, подведомственных КСДМ учреждений и т.д. Перечень и профиль работы данных организаций определяется в рамках целевых подпрограмм ГМП.
Основными элементами, составляющими горизонтальную структуру реализации ГМП, выступают следующие:
- для выполнения функций межотраслевой координации при КСДМ создаются соответствующие координационно-совещательные органы: коллегия КСДМ, соответствующие межведомственные комиссии, постоянно действующие экспертно-консультативные советы по основным направлениям ГМП. Для координации деятельности различных ведомств необходимо заключение межведомственных соглашений. Важными элементами взаимоотношений КСДМ с молодежными организациями, учебными заведениями, предприятиями выступают такие общественные образования, как "Санкт-Петербургский "круглый стол" молодежных и детских организаций", Совет ректоров вузов, Совет директоров ссузов, Ленинградская (Санкт-Петербургская) федерация профсоюзов и т.д.;
- для координации деятельности и объединения усилий организаций, работающих с молодежью, молодежных объединений при территориальных управлениях могут создаваться районные общественные молодежные советы;
- важнейшим направлением работы по созданию горизонтальной инфраструктуры ГМП является целенаправленное формирование многочисленных субъектов "свободных носителей" молодежной политики различного уровня, создание системы договорных отношений с многообразием организационно-правовых форм и отношений собственности;
- система контроля за осуществлением ГМП призвана своевременно обнаруживать отклонения от поставленных целей, путей и сроков, выявлять достоверные причины и вырабатывать варианты исправления ситуации. Ее создание предусматривает реализацию специального комплекса мероприятий, которые можно разбить на три основные группы: