История развития государственной молодежной политики в регионах Российской Федерации с 1991 по 1995 годы позволяет выделить различные модели ее реализации. Главным недостатком большинства подходов к решению проблем молодежи в регионах является перегиб либо в сторону практики бессистемного решения текущих проблем, либо излишнее теоретизирование, оторванное от конкретных дел. В Санкт-Петербурге удачно развивали как теоретические изыскания в области формирования и реализации молодежной политики, так и обобщали опыт решения "горящих" практических задач. С 60-х годов научные школы города ведут теоретические исследования в области молодежной политики. В развитие этого одним из первых в России был создан Комитет по делам молодежи мэрии Санкт-Петербурга, начавший с решения неотложных практических проблем и поддержки тех жизнеспособных инициатив, которые уже пробивали себе дорогу. Прошедшие 6 лет реализации ГМП в целом можно охарактеризовать как этап "становления". За данное время она приобрела следующие характеристики:
ГМП заняла свое прочное место в городской социальной сфере. Она обрела, с одной стороны, свои отраслевые очертания: работает соответствующий отраслевой Комитет по делам молодежи (с 01.11.1996 - Комитет по делам семьи, детства и молодежи (далее - КСДМ), который курирует работу немалой части объектов социальной инфраструктуры города (170 детских оздоровительных учреждений и лагерей, 342 подростковых клуба, 4 подведомственных Комитету государственных учреждения в сфере ГМП), реализует ряд крупных социальных программ города (летняя оздоровительная кампания, программы поддержки студентов и их семей, поддержка студенческой науки и молодых ученых, создание центров досуга молодежи и др.), проводит общегородские "молодежные" мероприятия и праздники (День студента, День молодежи, чемпионаты КВН, студенческие фестивали, фестивали эстрадного и классического искусства, моды, самодеятельного творчества подростковых клубов, "Дружная семья" и т.д.). Однако еще имеет место ведомственная разобщенность и недостаточная скоординированность в управлении социальной сферой. Например, 90 подростковых клубов находятся непосредственно в подчинении заместителей глав районных администраций по социальным вопросам, 144 клуба - под руководством районных отделов по делам молодежи, физкультуры и спорта, 44 - в управлении органов образования, 20 - в ведении отделов культуры, 6 - в структуре жилищно-коммунальных служб и т.д. С другой стороны, ГМП стала по своему характеру межотраслевой в тех направлениях социальной политики, где требовалась координация работы различных отраслей (создание под эгидой КСДМ межведомственных комиссий по занятости молодежи, организации оздоровления, отдыха и занятости для детей, подростков и молодежи, проблемам студенческой молодежи, делам несовершеннолетних). Для более эффективного совмещения отраслевого и межотраслевого подходов в реализации ГМП требуется более четкое нормативно-правовое закрепление функций в сфере молодежной политики.
Объем финансирования мероприятий в сфере молодежной политики (включая летнюю оздоровительную кампанию, содержание учреждений и др.) в бюджете Санкт-Петербурга на 1997 год составил 54,431 млрд. рублей, что составляет 0,51% от расходной части бюджета города. Не менее значимыми являются привлеченные средства (различные фонды, федеральное финансирование, привлеченные средства кооперантов по программам, в том числе балансодержателей объектов социальной инфраструктуры, поддерживаемой из бюджета). Из данных источников на молодежные программы было привлечено еще более 75 млрд. рублей. Это говорит о том, что каждый вложенный в молодежную политику бюджетный рубль привлекает около 1,5 рублей средств из других источников либо удерживает их в поле притяжения социальной сферы. Очевидно, что эти привлеченные средства не пришли бы в социальную сферу города без первичных бюджетных взносов, а многие источники внебюджетных социальных инвестиций были бы безвозвратно утеряны. Т.е. бюджетное финансирование ГМП играет роль своеобразного "социального магнита", аккумулирующего и другие социальные инвестиции. В целом, учитывая весь объем средств на реализацию ГМП, в развитие одного молодого человека до 30 лет в Санкт-Петербурге в 1996 году было инвестировано в среднем 44 тысячи рублей, чего явно недостаточно для получения ощутимой отдачи в будущем. В системе финансирования ГМП имеются ощутимые недостатки. Узкий негибкий перечень финансируемых направлений работы не позволяет адекватно реагировать на многообразные инициативы молодежи. Недостаточно отлажена единая схема финансирования и бюджетная дисциплина в районах. Средства подраздела "Молодежная политика" бюджета в некоторых районах расходуются не по прямому назначению. В дальнейшем необходимо:
- постепенное увеличение финансирования ГМП с доведением в долевом отношении до 1% расходной части городского бюджета;
- расширение спектра финансируемых мероприятий ГМП одновременно с их более четкой регламентацией;
- введение статьи "Реализация целевых программ молодежной политики" в подраздел "Молодежная политика" бюджета Санкт-Петербурга;
- переход на конкурсное размещение государственного социального заказа;
- создание специальных механизмов привлечения внебюджетных средств;
- обеспечение постепенного перехода с затратно-компенсационного принципа финансирования ГМП на принцип инвестиционных вложений.
Оформляется структура управления ГМП. На общегородском уровне функции государственного органа, определяющего ход молодежной политики, выполняет Комитет по делам семьи, детства и молодежи Администрации Санкт-Петербурга. В районных администрациях процесс создания специализированных структур по работе с молодежью идет достаточно неравномерно. Созданы основные элементы инфраструктуры молодежной политики: государственные учреждения "Городской центр по работе с детьми, подростками и молодежью", "Городской авиационный центр", "ДСОЛ "Молодежное", в ведение КСДМ передан городской военно-патриотический центр "Дзержинец", в районах работают 14 районных молодежных и подростковых центров. Комитет успешно сотрудничает с Молодежной биржей труда, ассоциацией "Взрослые детям", "Санкт-Петербургским "круглым столом" молодежных и детских общественных организаций", Центром международных молодежных контактов, специальным предприятием "Новое поколение", Ассоциацией скаутов Санкт-Петербурга и др. Такое количество задействованных в реализации ГМП разнообразных структур требует системного подхода к их координации, соорганизации и перехода на программно-целевой принцип взаимоотношений. Необходимо унифицировать в соответствии с единой схемой специализированные структуры по работе с молодежью в территориальных управлениях, создать недостающие социальные службы и образовать совместные консультационно-совещательные, экспертные, координационные органы.
Создана определенная нормативно-правовая база осуществления молодежной политики. За время с 1991 года принято на уровне города 63 нормативных акта и решения городской Администрации в сфере ГМП. В районах города принято более 100 подобных документов. Но большинство документов не увязано методологически и направлено на решение отдельных, текущих проблем. Принятие базовых нормативно-правовых актов Законодательным Собранием и Правительством, закрепляющих понятие, статус, принципы и направления молодежной политики Санкт-Петербурга, становится неотложным условием для дальнейшей работы с молодежью.
В сфере ГМП сложился свой кадровый корпус. Только в государственных органах управления по делам молодежи города и районов, не считая подведомственных им служб и учреждений, работают более 70 специалистов. Такая ситуация требует осуществления специальных программ кадровой политики в молодежной сфере (подбор, обучение, повышение квалификации).
Складывается вертикальная система реализации ГМП. В 1996 году впервые во всех районах разработаны целевые районные молодежные программы, утвержденные руководителями районных администраций. Районные программы увязаны с данным проектом, согласован перечень адресных площадок, которые вошли в общегородскую программу.
Постоянно растет контингент молодежи, охватываемый программами ГМП. Только за 1996 год в программах ГМП (трудоустройство, оздоровление, социальные компенсации, досуговые мероприятия, поддержка научной и творческой молодежи и т.д.) участвовало более 400 тысяч детей, подростков и молодежи. В выработке молодежной политики непосредственно участвует через "Санкт-Петербургский "круглый стол" более 60 молодежных и детских общественных организаций. Для дальнейшего эффективного проведения ГМП необходимо становление системы сбора информации об участниках молодежной политики, проведение исследований, моделирование и прогнозирование, анализ процессов в молодежной среде, определение эффективности выполнения решений.
Подводя итоги прошедшего этапа, можно сказать, что в дальнейшем ГМП, получив свой официальный статус как одна из приоритетных сфер социального развития города, должна обрести целостный, системный характер. В целом, период до 2000 года можно охарактеризовать как "этап программируемого, планомерного, устойчивого развития ГМП". Период 1997-1998 гг. должен стать переходным, создающим для этого необходимые основы.