Действующий

Об "Основных направлениях государственной молодежной политики Санкт-Петербурга до 2000 года" и проекте целевой региональной программы "Молодежь Санкт-Петербурга" на 1998 год

1. Обоснование необходимости принятия "Основных
направлений ГМП Санкт-Петербурга" и целевой
региональной программы "Молодежь Санкт-Петербурга"
на 1998 год

Об объективной необходимости принятия данных документов говорят следующие аспекты ситуации, сложившейся в Санкт-Петербурге и России:

Особенности Санкт-Петербурга применительно к развитию молодежи:

На сегодняшний день дети, подростки и молодежь (до 30 лет) составляют около 40% всего населения города. Санкт-Петербургу как крупнейшему мегаполису с особой ролью и статусом в жизни страны присущ целый комплекс специфических проблем развития молодежи, не имеющих аналогов в других регионах России. Можно выделить следующие особенности Санкт-Петербурга применительно к проблемам и перспективам развития молодых горожан:

- большое число учебных заведений и соответственно - значительное количество учащихся школ, ПТУ, студенческой молодежи с большой долей приезжих (в 124 вузах и ссузах обучаются более 190 тысяч студентов дневных отделений);

- развитая промышленная сфера с высокой долей оборонных производств, неуклонно теряющая молодые кадры;

- интенсивность культурной, общественной жизни, а также процессов самоорганизации в молодежной среде;

- богатство и многообразие источников информации, достаточная развитость средств массовой информации, информационных сетей;

- интенсивность международных контактов в области образования и культуры, финансово-экономических связей, туризма;

- органичное сочетание приверженности молодежи города демократическим ценностям, многообразия политической жизни, терпимости и социальной стабильности.

Современные тенденции развития молодежи Санкт-Петербурга:

На перечисленные особенности города накладываются изменения в ходе реформ фундаментальных основ жизни общества и новые социально-экономические реалии. Это наложение вызывает одновременно тесно связанные друг с другом отрицательные и положительные тенденции в развитии подрастающих поколений.

С одной стороны, происходит ухудшение ряда объективных параметров, характеризующих условия жизни молодежи. Это ограничивает ее возможности уже на старте вхождения во взрослую жизнь, которая все больше включает элементы конкурентной борьбы за социальный статус. Такие тенденции подтверждаются следующими процессами:

- обостряется демографическая ситуация. Во-первых, продолжается общее старение населения, вызванное тем, что смертность превысила рождаемость в 2 раза в 1995 году, приводящее к увеличению социальной нагрузки на каждого работающего молодого человека. Во-вторых, ожидается резкое повышение с 1996 года доли подростков, вступающих ежегодно в трудоспособный возраст (не менее 50-60 тысяч) как результат пика рождаемости 1982-1988 годов;

- снижается физическая и психическая дееспособность молодежи. По углубленным оценкам специалистов, здоровыми признаются в городе не более 19% детей и подростков и всего 45% призывников, т.е. можно говорить о том, что общество приблизилось к уровню патологической пораженности молодежи, за которым начинается воспроизводство больных поколений;

- продолжается маргинализация и криминализация молодежной среды. 65% преступлений в Санкт-Петербурге совершаются молодежью до 30 лет, из них до 30% - несовершеннолетними;

- снижается образовательный, профессионально-квалификационный уровень молодежи и возможности его повышения. По исследовательским оценкам, в 1995 году в городе насчитывалось около 16 тысяч подростков, нигде не работающих и не учащихся.

Все это требует компенсации ухудшающегося социального статуса молодежи и ее низких стартовых возможностей с включением мер молодежной политики в первоочередные мероприятия социальной поддержки населения. При этом необходимо признать, что защита интересов основной части молодежи лежит не в сфере традиционных форм социальной защиты в виде различных пособий, компенсаций и льготного снабжения товарами первой необходимости. В таких видах помощи, по оценкам самой молодежи, нуждается не более 10% семей, доход которых не позволяет удовлетворить элементарные физиологические и бытовые потребности. Основная часть молодежи нуждается, скорее, в определенного рода услугах, компенсирующих недостаток жизненного опыта, большей частью отсутствующих сегодня. Сами молодые люди, как правило, называют в первой пятерке следующие виды помощи, услуг и специализированных служб:

1) молодежные биржи труда;

2) центры правовой помощи;

3) информационные справочно-консультационные пункты;

4) телефоны доверия и консультации психологов;

5) службы молодой семьи.

С другой стороны, можно говорить о качественном улучшении деятельностных и волевых характеристик молодежи. Новые возможности выбора, ставка на собственные силы в достижении жизненного успеха, отсутствие гарантий благополучия требуют жизненного самоопределения и высокого напряжения сил. У новых поколений усиливаются такие качества, как самостоятельность, ответственность за свою судьбу, реальная оценка своих возможностей, мобильность, восприимчивость к новому, адаптивность к жизненным переменам и т.д. В качестве главного результата реформ, пока мало оцененного, можно считать то, что в молодежной среде России созревает мощный инновационный потенциал саморазвития общества. С момента начала реформ (1991 год) количество молодежи, выбирающей в качестве модели решения своих проблем "протест", уменьшилось на сегодня с 28% до 8%, в пользу выбирающих "новаторскую" модель, которая возросла с 7,5% до 19%. Растет и общественная активность молодежи: количество молодых людей, желающих активно участвовать в работе общественных организаций, выросло с 1990 года в 2 раза.

Такой инновационный потенциал молодежи, возникающий в переходные периоды общественного развития, может иметь как конструктивную, так и деструктивную направленность. Бесспорно только то, что эта энергия в любом случае найдет себе выход. Наблюдаемая стабилизирующая тенденция должна перейти в позитивные и конструктивные формы проявления активности молодежи. Для этого необходимо:

- во-первых, заложить в основание инновационной активности новые ценности "созидания, творчества и общественного служения";

- во-вторых, создать условия и систему специальных форм поддержки социально-значимых инициатив молодежи.

Принятие "Основных направлений ГМП Санкт-Петербурга" и целевой региональной программы "Молодежь Санкт-Петербурга" на 1998 год обусловлено шестилетним опытом реализации ГМП в Санкт-Петербурге. Необходимым становится осмысление и систематизация данного опыта для придания ГМП более целостного и комплексного характера.

Неравномерность осуществления, нескоординированность и методологическая неувязанность молодежной политики в районах и муниципальных образованиях Санкт-Петербурга ставит в неравное положение молодых людей, проживающих в них.

Дефицит ресурсных возможностей требует расстановки приоритетов и выделения основных направлений, на которых необходимо сконцентрировать усилия и средства для получения ожидаемого социального и экономического эффекта. Публичное обсуждение, которое предшествует принятию основных направлений и программы ГМП, откроет возможность включения в них инициативы горожан, объединить имеющиеся разрозненные общественные ресурсы и усилия.