Действующий

Об "Основных направлениях государственной молодежной политики Санкт-Петербурга до 2000 года" и проекте целевой региональной программы "Молодежь Санкт-Петербурга" на 1998 год

2. Состояние проблемы и обоснование необходимости
принятия подпрограммы


В силу экономических и социально-политических обстоятельств сохраняется крайне неблагоприятная ситуация в сфере социальной защиты детей, подростков и молодежи групп риска.

Остается обостренной проблема молодежной преступности. Всего на учете в ОППН ОВД по состоянию на 01.07.1997 состоит 11854 (12700 - в 1996 году) подростков, из которых 51,1% составляют учащиеся общеобразовательных учреждений (до 13 лет - 37,8%, 14-15 лет - 62,2%). По итогам I полугодия 1997 года зарегистрировано 2120 преступлений, совершенных несовершеннолетними, с незначительным уменьшением на 3% по сравнению с 1996 годом, но с заметным увеличением преступности по отдельным районам города (Кронштадт - в 4,4 раза, Петроградский - на 76,9%, Василеостровский - на 51,4% и другие). Остается высоким удельный вес преступлений, совершенных подростками на улице и в общественных местах - 40,9%, а также в группах - 64,7%.

В I полугодии 1997 года в ОВД за совершение правонарушений, связанных с распитием спиртных напитков, появлением в состоянии алкогольного опьянения и употреблением наркотических средств, доставлено 12825 несовершеннолетних.

В 1996 году совершено 5659 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 45% выше по отношению к 1995 году, а за I квартал 1997 года таких преступлений - 2504, причем 63 - групповые. По данным НИИ комплексных социальных исследований 1996 года, 60% больных наркоманией в Санкт-Петербурге составляет молодежь в возрасте от 15 до 20 лет. Средний возраст больных наркоманией мужчин (их около 75% от общего числа) равен 20,7 года, женщин - 19,2 года, причем среднестатистический петербургский наркоман с каждым годом становится все моложе.

По данным опроса среди наркоманов, проведенного в мае 1997 года специалистами проекта "Автобус профилактической помощи наркозависимым", средняя продолжительность жизни наркомана составляет 4 года, а средний возраст умерших - 21,4 года, причем каждый из опрошенных в среднем знает 7 умерших знакомых.

Угрожающей для Санкт-Петербурга становится проблема СПИДа, где подростково-молодежные группы с девиантным поведением из-за низкого нравственного и полового воспитания являются реальным очагом распространения вирусных заболеваний, в частности ВИЧ-инфекции. Из более 200 зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции - 10 случаев у наркозависимых, употребляющих наркотики внутривенно. Вспышки СПИДа на Украине и особенно в Калининграде (январь 1996 года - 20 случаев, май 1997 года - 1200 случаев СПИДа среди наркоманов) ясно показывают необходимость срочных мер, особенно профилактических, среди детей, подростков и молодежи города. Причем исследования показывают, что каждый наркоман втягивает в наркотический кругооборот от 5 до 7 человек, что придает уровню распространения наркомании и сопутствующих ей проблем (преступность, вирусные заболевания и др.) характер эпидемии.

Вышеперечисленные проблемы обусловлены снижением мотивации социально значимой деятельности в молодежной среде, превалированием потребительского отношения к жизни. Вместе с этим отсутствует эффективная государственная система поддержки и воздействия на подрастающее поколение. Многие подростки в условиях жесткой рыночной экономики, семейной, педагогической и иной запущенности оказываются неспособными разрешить свои проблемы и оказываются за чертой социальной нормы, увеличивая уровень преступности, число маргинализованной молодежи, рост наркомании и прочие асоциальные проявления.

Отсутствуют адекватные технологии и механизмы, которые могли бы обеспечить практический выход объединенных усилий различных ведомств. Изменились не только функции и полномочия, но и возможности практически всех структур, входящих в прежнюю сферу координации Комиссии по делам несовершеннолетних. Прежде всего это касается снижения их воспитательных функций. Одним из важнейших упущений в подходах к их реализации в сфере реабилитации проблемных подростков является фактическая обезличенность обслуживаемого ребенка и практически отсутствие реального индивидуального подхода. Подросток, оказавшийся в проблемной ситуации, в лучшем случае может получить консультацию либо разовую помощь в одной из структур (медицинской, психологической, правоохранительной, административной, юридической и т.д.), после чего он уходит обратно на улицу.

Существует также очень острая потребность в специалистах, работающих с данными категориями подростков и молодежи, особенно взаимодействующих с ними непосредственно в их среде - социальные работники, социальные педагоги, уличные социальные работники (streetworkers). Имеющийся опыт обучения таким специальностям в России и, в частности, в Санкт-Петербурге является явно недостаточным для сегодняшнего спроса как на количественном, так и на качественном уровнях.

Соответственно отсутствует и системная информационно-методическая база по данной проблематике, на сегодняшний день ограничивающаяся данными правоохранительных органов и органов здравоохранения.

Таким образом, отсутствие системы социально-психологической помощи и реабилитации молодежи, оказавшейся в сложной жизненной ситуации, системы профилактики девиантного поведения, системы подготовки кадров для работы с данной категорией молодежи и развития информационно-методической, научной базы по этой проблеме уже сегодня проявляется в виде постоянного роста асоциального поведения, граничащего с социальной эпидемией.