Понятие молодежи Санкт-Петербурга включает в себя возрастную группу жителей города до 30 лет. Одна из главных задач данного документа - изменить фокус рассмотрения проблем данной возрастной группы и определить степень их приоритетности в ряду национально-государственных интересов. Молодежь нельзя понимать только в традиционном смысле, в качестве одной из социально-демографических групп, ущемленной в каких-то возможностях, и соответственно очередного объекта социальной защиты. Молодежи присущи две группы особенностей, характерные только для нее. Во-первых, молодежь, вступая во взрослую жизнь на рубеже смены поколений, растит в себе образ будущего, несет особую ответственность за самосохранение и развитие общества, за преемственность его истории и культуры, жизнь стариков и воспроизводство нации, в конечном итоге, определяет выживание народа как культурно-исторической общности. Во-вторых, в силу объективных причин молодежь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров, недостаток жизненного опыта, увеличивающие вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений.
Молодежь должна выступать объектом национально-государственных интересов как один из главных факторов в обеспечении безопасности государства и общества. Россия, вступая в сообщество цивилизованных государств, должна учитывать общепризнанные системообразующие понятия и конструкты, которые составляют основу любой государственной политики. Таким понятием в большинстве развитых стран является "обеспечение национальной безопасности", в рамках которой и должна рассматриваться концептуальная основа молодежной политики. Понятие национальной безопасности не ограничивается традиционно понимаемой оборонно-политической доктриной, но понимается гораздо шире и включает место страны в мировом разделении труда, мировой науке и технике, культуре и информации, долю и роль в мировом общении и открытиях, изобретениях и нововведениях, привлекательность идеологии и образа жизни, военный паритет. Рассмотрение ГМП через призму обеспечения национальной безопасности правильно также с позиций соблюдения прав человека и общечеловеческих ценностей, т.к. сегодня стало очевидным, что не может быть полноценного развития и реализации личности в отсталой стране и слабом государстве.
Санкт-Петербург как субъект Российской Федерации и регион, играющий особую геополитическую, культурную, экономическую роль в обеспечении национальной безопасности страны, должен одним из первых предложить новый государственный подход к работе с молодежью.
У проводимой государством политики в отношении молодежи должны быть свои сугубо специфические цели. Их можно определить как "преумножение и включение потенциала молодежи Санкт-Петербурга в решение стоящих перед государством задач по обеспечению личной и общественной безопасности жизни горожан, повышению способности города к саморазвитию с учетом национально-государственных интересов".
Остальные задачи государство должно передать тем общественным институтам, которые способны их решать более эффективно. Это требует создания специальных механизмов осуществления ГМП. Для решения этой задачи необходимо выделение и соблюдение следующих принципов ГМП Санкт-Петербурга, закладывающих основы данных механизмов:
- программно-целевой принцип обуславливает реализацию ГМП в виде ежегодной разработки, принятия и выполнения общегородской целевой программы ГМП;
- принцип целостности. По отношению к федеральным программам специфические для Санкт-Петербурга направления ГМП будут строиться так, чтобы укреплять целостность общегосударственной молодежной политики. При совпадении направлений федеральной и городской молодежной политики программы последней будут проектироваться как часть общефедеральных программ, подчиняясь общей методологии, участвуя в соответствующих конкурсах, грантах и т.д. В районах и городах, а также муниципальных образованиях Санкт-Петербурга основные направления и программы ГМП реализуются в едином пакете общегородской, районных и муниципальных целевых программ, взаимоувязанных между собой;
- принцип комплексности нацелен на преодоление ведомственной разобщенности в решении проблем молодежи. Во взаимоотношении с отраслями и ведомствами, которые в той или иной сфере занимаются развитием молодежи, ГМП должна не заменять и конкурировать с уже существующими услугами и формами работы, а создавать новые, которые бы разумно их дополняли либо закрывали неохваченные межотраслевые сферы в работе с молодежью.
При решении проблем молодежи, требующих объединения усилий различных отраслей, органам, отвечающим за реализацию ГМП, придаются межотраслевые координирующие функции. Для их осуществления создаются коллегиальные органы с консультационно-совещательными, экспертными, координационно-контролирующими и другими полномочиями;
- принцип активного участия самой молодежи. По отношению к молодежи это означает поддержку процессов объединения молодежи для решения проблем собственного развития в самоорганизующиеся, самоуправляющиеся и саморазвивающиеся группы, способные ставить и достигать общественно значимые цели.
По отношению к уже действующим организациям молодежи это выражается в субсидиарной ответственности органов государственной и муниципальной власти за реализацию молодежной политики: государственные и муниципальные органы и учреждения, как правило, не занимаются предоставлением услуг молодежи, если такие услуги могут быть оказаны негосударственными организациями, при условии, что это отвечает интересам молодежи.
По отношению к неорганизованной молодежи данный принцип означает смещение акцента работы на семью, реализацию программ информирования, консультирования, обучения навыкам самостоятельного решения своих проблем и способности жить в обществе, создание среды для общения и поиска единомышленников;
- принцип открытости предусматривает возможность участия общественности города в разработке и реализации приоритетных направлений и программ ГМП. Механизмами такого участия выступают отбор исполнителей целевой региональной программы ГМП через открытые городские конкурсы, проведение ежегодных общегородских общественных слушаний по обсуждению ежегодного доклада о положении молодежи Санкт-Петербурга и мероприятий по реализации целевой региональной программы ГМП;
- принцип приоритетов и адресности. Ресурсы, внимание и усилия сосредотачиваются не одновременно на всех Основных направлениях ГМП, а на тех отдельных приоритетных направлениях, по которым будут сформированы реально реализуемые целевые подпрограммы ГМП.
Адресность ГМП подразумевает выделение групп молодежи, на решение проблем которых прежде всего будут направлены ресурсы ГМП. Группы молодежи, требующие особого внимания, определяются следующими характеристиками:
- молодежь, вступающая во взрослую жизнь, стартовые возможности которой особенно ограничены в силу отсутствия жизненного опыта, знаний, навыков и необходимых связей;
- молодежь, составляющая основу социально-экономического развития города, но из-за структурных деформаций экономики страны не способная реализовать свой профессиональный и культурный потенциал;
- молодежь, представляющая потенциальную угрозу обществу и воспроизводящая формы асоциального образа жизни;
- принцип преемственности и закрепления положительного опыта. Реализация ГМП учитывает и опирается на лучший зарубежный и отечественный опыт. ГМП в Санкт-Петербурге реализуется в определении по каждому из направлений и подпрограмм опорных (пилотных) площадок, которым будет отдаваться приоритет в ресурсной поддержке.
Соблюдение перечисленных принципов придаст ГМП в Санкт-Петербурге логическую выстроенность, системный и целостный характер, обеспечит необходимую историческую преемственность, сделает более демократичными механизмы осуществления ГМП, создаст единую методологию и ориентиры в реализации основных направлений и целевых подпрограмм ГМП.