Недействующий

Об утверждении Программы содействия занятости населения Ленинградской области (утратило силу на основании распоряжения Губернатора Ленинградской области от 18.04.05 N 163-рг)

1.4. Прогноз рынка труда

На основе анализа формирования рынка труда в 1996 году, прогнозы социально-экономического развития Ленинградской области на ближайшие два года определены главные направления политики занятости на 1997-1998 годы.

Прогнозирование рынка труда на 1997 год осуществлялось в трех вариантах:

- минимальном, при котором уровень безработицы сохраняется в пределах 1996 года или будет снижаться (приложение, табл.5);

- среднем, при котором безработица будет развиваться, не превышая темпов 1996 года (приложение, табл.6);

- максимальном, предусматривающим значительный рост безработицы в связи с резким сокращением занятости (приложение, табл.7).

На 1998 год прогноз рынка труда разработан по одному, наиболее вероятному варианту (приложение, табл.8).

Основным фактором, который оказывает существенное влияние на формирование рынка труда является состояние экономики. В зависимости от этого возможны различные варианты развития ситуации.

В отсутствии серьезных потрясений в сфере экономики положение на рынке труда будет характеризоваться определенной стабильностью.

В случае негативных процессов, таких как, сохранение и углубление спада производства в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, сохранения взаимных неплатежей, ограниченных инвестиций может произойти дальнейшее сокращение числа занятых в экономике области.

На рынок труда может оказать влияние "скрытая" безработица.

В условиях падения доходов населения в поиск работы могут активнее включиться те, кто ранее из числа незанятого населения не претендовал на рабочие места, что окажет влияние на масштабы рынка труда.

Рынок труда области регулярно пополняется гражданами, которые по различным причинам потеряли работу на предприятиях Санкт-Петербурга. Эти процессы могут существенным образом осложнить обстановку на рынках труда ближайших к городу районов.

С учетом перечисленных факторов, которые могут усиливать или ослаблять социальную напряженность, прогноз рынка труда рассчитывался в нескольких вариантах. Варианты прогнозы приведены в приложении.

По прогнозным расчетам специалистов Комитета по труду и занятости населения Ленинградской области, в течение 1997 года в процесс поиска работы, возможно, будут вовлечены 201.0-209.0 тыс.человек, в 1998 году - 212.0 тыс.человек.

Изучение ситуации на рынке труда Ленинградской области показывает, что в условиях жесткой конкуренции, узкого круга вакансий, примерно только каждый третий житель области, участвующий в поиске работы будет трудоустраиваться самостоятельно. Остальные граждане возможность найти работу будут связывать с деятельностью службы занятости.

По сравнению с 1996 годом, вероятнее всего, число обратившихся за содействием в трудоустройстве возрастет до 130.0-145.0 тыс.человек.

На 1998 год прогнозируемое число обратившихся может достигнуть 154.5 тыс.человек.

Из числа обратившихся в 1997 году, примерно, 114.0-138.0 тыс.человек будут признаны безработными, по расчету на 1998 год 127.0 тыс.человек.

Предполагается следующее распределение безработных по причинам потери работы.

+-------------------------------------------------------------------------+
¦                  ¦              1997 год                   ¦   1998 год ¦
+------------------+-----------------------------------------+------------¦
¦                  ¦             Вариант                     ¦   Вариант  ¦
¦                  +-----------------------------------------¦            ¦
¦                  ¦ минимальный ¦   средний   ¦максимальный ¦            ¦
¦                  +-------------+-------------+-------------+------------¦
¦                  ¦ тыс. ¦  %   ¦ тыс. ¦  %   ¦  тыс. ¦  %  ¦ тыс. ¦  %  ¦
¦                  ¦ чел. ¦      ¦ чел. ¦      ¦  чел. ¦     ¦ чел. ¦     ¦
+-------------------------------------------------------------------------+

Численность безра-  114.2  100.0  121.4  100.0   138.4  100.0  127.1  100.0
ботных

из них:

- высвобожденные    18.15   15.9   15.6   12.8   18.25   13.2   17.5   13.8

- уволенные по
причине текучести    65.0   57.0   71.4   58.8    83.9   60.6   74.8   58.9

- демобилизованные
из рядов Вооружен-
ных Сил              1.25    1.1    1.3    1.1     2.2    1.6    1.8    1.4

- освобожденные из
мест лишения свобо-
ды                   1.04    0.9   1.15    0.9    1.32    0.9    1.2    0.9

- молодежь, окончив-
шая дневные учебные
заведения или прек-
ратившая обучение в
них                  6.95    6.0    8.5    7.0     9.5    6.9    8.8    6.9

- инвалиды           3.62    3.2    3.0    2.5    3.85    2.8    3.5    2.8

- незанятое
население            17.8   15.6   20.0   16.5   18.95   13.7   19.1   15.0

- механический
приток населения     0.34    0.3   0.45    0.4    0.43    0.3    0.4    0.3

В 1997-1998 гг. сохранится, вероятнее всего, существовавшая в предыдущие годы тенденция преобладания среди безработных тех, кто потерял работу уволившись по собственному желанию. Они составят по вариантам на 1997 год 65,0-83,9 тыс.чел. или более 57,0%. В 1998 году, соответственно, 74.8 тыс.человек и 58.9%.

Другую значительную долю, (примерно 14-17%), на рынке труда, возможно, составит незанятое население. В сложных экономических условиях будет все большее число граждан, ранее не претендовавших на рабочие места выходить на рынок труда.

По прогнозным оценкам на 1997 год численность безработных этой категории составит, примерно, 17.8-18.95 тыс.человек, в 1998 году 19.1 тыс.человек.

Численность безработных, потерявших работу в связи с сокращением штатов может колебаться от 18.15 тыс.человек (15.9%) до 18.25 тыс.человек (13.2%) по прогнозу на 1997 год и 17.5 тыс.человек (13.8%) по прогнозу на 1998 год.

По прогнозным оценкам в службу занятости может поступить в 1997 году сведений о 18.7-31.3 тыс.вакансий, в 1998 году о 28.5 тыс.вакансий.

В зависимости от экономической ситуации возможный уровень безработицы к концу 1997 года может составить 6.3%-7.0%, на 1998 год достигнуть на отметке 8.0% (приложение, табл.9, 10).

Затраты на реализацию мероприятий программы рассчитывались на средний вариант рынка труда.