Недействующий

Об утверждении целевой программы "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи населению Ленинградской области на 1997-1998 годы" (утратило силу на основании распоряжения Губернатора Ленинградской области от 18.04.05 N 163-рг)

I. Обоснование разработки программы

Принятие Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", введенного в действие 1 января 1993 года, утверждение федеральной целевой программы "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи" (1995-1997 годы) являются отражением существенных изменений государственной политики в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами.

В указанной федеральной программе планируются экстренные меры способствующие обеспечению прав лиц, страдающих психическими расстройствами, и снижающие отрицательные для государства и общества последствия психических заболеваний (инвалидность, нетрудоспособность, преступность).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 года N 522 "О мерах по обеспечению психиатрической помощи и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами" были утверждены новые положения: об учреждениях, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь; о лечебно-производственных государственных предприятиях для проведения трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидность; об общежитиях для лиц, страдающих психическими расстройствами и утративших социальные связи.

Намеченные федеральной целевой программой меры, подготовка конкретных юридических правовых документов, методических рекомендаций и других материалов, определяющих механизм реализации Закона "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", позволяют и на уровне Ленинградской области определить согласованные программные цели выполнения положений указанного закона на 1997-1998 годы.

В системе психиатрической помощи населению Ленинградской области в настоящее время отмечаются следующие недостатки:

- недостаточное взаимодействие между ведомственными областными структурами (министерством здравоохранения, комитетом социальной защиты населения, комитетом общего и профессионального образования, Главным управлением внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области) по комплексному решению проблем, связанных с правами психических больных;

- отставание в организации полустационарных психиатрических структур на уровне районных медицинских объединений (дневные стационары, ночные профилактории, психоизоляторы); отсутствие системы психотерапевтической помощи;

- достаточная (общая по числу), но малодифференцированная стационарная коечная сеть, не соответствующая основным санитарным нормам содержания больных;

- материально-техническая база психиатрической службы, не соответствующая предъявляемым требованиям;

- нарастающая распространенность туберкулеза среди психических больных;

- отсутствие автоматизированной информационной системы прогнозирования и оценки состояния психического здоровья населения Ленинградской области и качества лечения.

В условиях ухудшения материального положения населения, экономической нестабильности, сложностей, связанных с трудоустройством, ростом преступности, вопросы, решаемые психиатрической службой области, становятся особенно значимыми.

Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", основанный на принципе добровольности и гуманности, несколько ослабил традиционно сложившиеся формы контроля со стороны психиатров, но повысил ответственность властных и государственных структур.

Возрастающая социальная напряженность способствует невротизации населения. В течение последних трех лет число завершенных суицидных попыток только среди лиц, состоящих на диспансерном учете или обращавшихся за консультативной помощью, возросло на 80 процентов.

Анализируя причины первичной инвалидности, следует отметить увеличение доли олигофрении (слабоумие) до 33 процентов, что в 1995-1996 годах сделало эту патологию в Ленинградской области ведущей. Если учесть, что эта патология, как правило, характерна для молодых и трудоспособных людей, социальная значимость психиатрической помощи им особенно очевидна.

Больные чаще совершают суицидные попытки и противоправные действия. Увеличение числа судебно-психиатрических экспертиз (с 745 в 1992 году до 1086 в 1996 году) подтверждает это.

Большая часть стационаров расположена в приспособленных зданиях, требующих ремонта и замены бытового оборудования. Общее число коек составляет 2045. Число больных, прошедших курс лечения, в стационарах, по сравнению с 1993-1996 годами имеет тенденцию к уменьшению (с 10194 до 8793 в 1996 году) за счет интенсивности лечебного процесса, действенных реабилитационных мероприятий.

Средняя площадь, приходящаяся на одну койку палаты в областных психиатрических больницах, составляет 3,83 квадратных метра вместо 6 квадратных метров по санитарным нормам и правилам. Особенно стесненные условия в Ульяновской психиатрической больнице (1,9 квадратных метра на одного больного). На фоне постоянного дефицита лекарственных препаратов это способствует распространению инфекционных заболеваний среди пациентов, а значит и среди жителей области.

Из общего числа врачей - психиатров, работающих в амбулаторной стационарной сети, часть не имеет квалификационной категории (из 141 - 25 человек). Не укомплектованы штаты детскими врачами-психиатрами в Волосовском, Лодейнопольском, Бокситогорском, Приозерском, Лужском и Тосненском районах, что сказывается на своевременной диагностике и лечении психических заболеваний, снижений уровня социально опасных проявлений, предупреждении ранней инвалидизации.