____________________________________________________________________
Утратило силу с 14 февраля 2005 года на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 14 февраля 2005 года N 25
____________________________________________________________________
Рассмотрев представленный комитетом социального обеспечения населения проект Концепции семейной политики в Ленинградской области, правительство Ленинградской области постановляет:
1. Утвердить Концепцию семейной политики в Ленинградской области (прилагается).
2. Поручить комитету социального обеспечения населения разработать на основе Концепции семейной политики в Ленинградской области комплексную региональную программу "Семья" на 1997-2000 годы и внести ее на утверждение правительства Ленинградской области в марте 1997 года.
Финансирование программы на 1997 год определить в пределах выделенных бюджетных ассигнований.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области - заместителя председателя правительства по социальному развитию Воронцова А.В.
Губернатор
В.Густов
Концепция
семейной политики в Ленинградской области
В современных условиях положение семьи все в большей степени зависит от политической и экономической обстановки в стране. Уже давно доказано, что именно благополучие семьи, ее прочность и стабильность обеспечивают, в конечном счете, и устойчивое развитие общества.
В семье формируются основные потребности человека, реализуются такие важные общественные функции как репродуктивная, воспитательная, социальная и экономическая.
Неблагоприятные социально-экономические и морально-психологические изменения, переживаемые в настоящее время нашей страной, всей своей тяжестью обрушиваются на семью, усиливая и отягощая те кризисные явления, которые наблюдаются в ней под влиянием внутренних противоречий на протяжении последних лет.
К существовавшим ранее проблемам семьи добавились новые, нуждающиеся в скорейшем разрешении, - это безработица, падение уровня жизни, снижение нравственности и ценностей семейных отношений.
Все это негативно сказывается на семье, усиливает ее социальную уязвимость и в первую очередь отражается на детях, ухудшая условия их проживания и создавая угрозу жизни и здоровью.
В Ленинградской области около 400 тысяч семей. Наиболее характерны семьи, состоящие из 3-4 человек. В структуре населения Ленинградской области женщины составляют 63 процента (из них 55,6 процента репродуктивного возраста), дети и подростки - 21,6 процента.
Уровень рождаемости в Ленинградской области в 1994 году составил 7,34 на 1000 населения, что в 1,3 раза ниже среднего показателя в Российской Федерации. На 1 января 1996 года рождаемость в области составила 7,24, в 1985 году этот показатель составлял 14,3 и находился на уровне среднероссийских показателей.
В 1995-96 годах уменьшилось абсолютное количество абортов, но наметилась тенденция увеличения числа абортов у первобеременных женщин, а также женщин 15-17 лет.
Одним из основных показателей, характеризующих уровень медицинской помощи женщинам, является материнская смертность. В 1995 году этот показатель составил в Ленинградской области 32,2 на 100 тысяч родивших, что почти в 6 раз превышает среднеевропейский уровень.
Увеличивается относительное число не состоящих в браке молодых людей. Растет внебрачная рождаемость. Число детей, родившихся вне брака, составило в 1993 году 1871, в 1994 году 2020, в 1995 году 2155.
Смертность детей в возрасте до 1 года, родившихся у матерей, не состоящих в браке, в 2,7 раза выше смертности детей данного возраста в полных семьях.
Смертность детей в возрасте до 1 года в 1995 году составила 176 человек (14,2 на 1000 родившихся, в развитых странах этот показатель составляет 6 - 12 на 1000 родившихся). В структуре младенческой смертности ранняя неонатальная смертность (смертность в возрасте до 7 дней жизни) в 1995 году составила 43,8 процента (77 человек или 6,2 на 1000 живорожденных), постнеонатальная смертность (смертность в возрасте от 7 дней до 1 года) - 56,2 процента (99 человек или 8,0 на 1000 живорожденных).
Высокий уровень разводов свидетельствует о снижении ценности института семьи.
В течение 1994 года 10730 супругов расторгли брак, что составляет 6,4 на 1000 человек (в 1993 году - 6,0 на 1000 человек), это в 1,5 раза выше, чем в среднем по России. Треть из них приходится на молодых супругов,проживших вместе менее 5 лет.
В результате разводов ежегодно около 10 тысяч детей остается без одного из родителей. Каждый третий ребенок воспитывается без матери или отца.
Растет число неполных семей. Количество их в 1995 году достигло 17951, (число детей в неполных семьях составило в 1995 году 25155 против 24795 в 1994 году).
Распад семьи зачастую сопровождается нарастанием масштабов жестокости родителей по отношению к детям и увеличением числа детей, бегущих из дома. В области в особо трудных условиях проживает 1175 детей, лишенных нормального жизнеобеспечения в собственных семьях. В последние годы резко увеличилась потребность в социальных приютах для детей. В 1994 году в области был один социальный приют, в 1996 году - 5 социальных приютов и 2 отделения при центрах социального обслуживания.
Разобщение, разрыв связи поколений, уменьшение родственных контактов осложняют жизнедеятельность семьи и негативно отражаются на детях, приводят к росту социального сиротства.
В последние годы значительно увеличилось число детей с асоциальным поведением, несовершеннолетних, зарегистрированных в органах внутренних дел в связи с совершением правонарушений.
Экономическое положение является сегодня одной из острейших проблем семей с детьми. Низкий уровень заработной платы, несвоевременная ее выплата, безработица - все это оказывает дестабилизирующее влияние на семью и прежде всего на малообеспеченные семьи. В 1995 году доля таких семей составила 56 процентов от общего числа семей. Особые экономические трудности испытывают многодетные семьи, имеющие высокую иждивенческую нагрузку. В области проживает 14258 многодетных семей, в них 48397 детей.
В Ленинградской области наблюдается рост семей "группы риска". Причиной прогрессирующего роста семей "группы риска" являются условия, способствующие вовлечению детей и подростков в пьянство, наркоманию, преступную деятельность. На 1 июня 1996 года в Ленинградской области насчитывалось 13845 таких семей.
Особенно сложное материальное положение наблюдается в семьях, проживающих в селах и отдаленных от районных центров населенных пунктах. В этих семьях растет детская заболеваемость.
В тяжелом положении находятся семьи с детьми-инвалидами. В области 5490 детей-инвалидов. Затраты на медицинское обслуживание ребенка-инвалида в 8 раз больше, чем здорового. Крайне злободневна проблема трудоустройства матерей, несущих заботы о детях-инвалидах.
В области недостаточно развиты формы надомной трудовой деятельности, не в полную силу функционирует патронажная служба.
Устойчивая закономерность последовательного сокращения дошкольных учреждений, связанная с резким увеличением платы за содержание детей в них и ухудшение материально-технических условий содержания детей в детских дошкольных учреждениях привели к росту числа неорганизованных детей дошкольного возраста.
Наряду с материальными и психологическими проблемами существует еще одна - распад духовных ценностей и нравственных ориентиров.
Такие качества как взаимопомощь, товарищество, доброта, уважение к старшим, ценность семейных отношений, всегда составлявшие основу национальных, исторических, культурных и нравственных традиций российского народа, начинают размываться, забываться, исчезать.
Все это требует кардинального изменения отношения к семейной политике и доказывает необходимость принятия концепции семейной политики в Ленинградской области.
Настоящая концепция семейной политики в Ленинградской области является первым программным документом по социальной защите семьи.
Концепция семейной политики в Ленинградской области (в дальнейшем - концепция) содержит основные направления государственной семейной политики. В ней заложены основы для разработки нормативной базы в области социальной защиты и развития семей всех типов, указаны основные подходы к решению проблем семьи, определены основные направления по созданию необходимых условий для поддержания жизнедеятельности и повышения качества жизни семьи.
Концепция разработана с учетом социально-экономического положения семьи в Ленинградской области.
Реализация концепции семейной политики предполагает два основных этапа:
1. Краткосрочный - социальная поддержка семьи в период реформирования экономики.
2. Долгосрочный - укрепление института семьи.
Концепция включает в себя:
1. Цели и задачи семейной политики.
2. Принципы проведения семейной политики.
3. Основные направления реализации семейной политики.
4. Организационные меры по реализации семейной политики.
Основной целью семейной политики является укрепление авторитета семьи как социального института; поддержание ее жизнедеятельности; обеспечение условий для реализации ею в полном объеме своих общественных функций: репродуктивной, воспитательной, социальной, экономической, жизнеохранительной; создание условий, необходимых для нормального развития детей, обеспечения их выживания и социальной защиты в период коренных социально-экономических преобразований и реформ.
Для реализации целей семейной политики предусмотрено решение следующих задач:
- создание и совершенствование законодательной базы и условий для реализации прав семьи во всех сферах ее жизнедеятельности;
- осуществление специальных мер по оказанию адресной социальной и экономической поддержки наиболее нуждающимся семьям, семьям с особыми проблемами, а также семьям, оказавшимся в экстремальных условиях;
- координация усилий различных структур представительной и исполнительной власти, общественных объединений в реализации семейной политики на территории Ленинградской области.
Семейная политика рассматривается как составная часть социальной политики в Ленинградской области и представляет собой целостную систему мер экономического, правового, медицинского, социального и организационного характера, направленную на улучшение жизнедеятельности семьи. Ее принципы являются общими для всех уровней управления на территории Ленинградской области:
1. Равенство прав и возможностей всех типов семей в реализации своих общественных функций.
2. Комплексный подход к решению проблем семьи, предоставлению ей социальных гарантий и льгот.
3. Дифференцированный подход к работе с различными типами семей на всех этапах их жизненного цикла.
4. Приоритетность решения проблем жизнеобеспечения детей в реализации семейной политики.
5. Прогностичность и гибкость социальной политики на основе постоянного мониторинга.
Основными направлениями реализации семейной политики в Ленинградской области на период 1997-2000 год являются:
1. Создание системы медико-социальной и психолого-педагогической помощи семье:
- формирование на территории области сети учреждений социального обслуживания семьи и детей с учетом потребности социума;
- совершенствование медико-социальной помощи детям и подросткам;
- создание и внедрение программ обучения родителей основам реабилитации и воспитания детей с физическими и умственными недостатками, профилактики хронических и инвалидизирующих заболеваний через учреждения общего и специального назначения;
- развитие сети центров социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в городах и районах области;
- создание и развитие негосударственных структур, общественных организаций, ведущих социальную работу с семьями и детьми;
- создание механизма межведомственной координации, информационного, методического и организационного взаимодействия всех ведомств, учреждений и организаций, ведущих социальную работу с семьей и детьми на всех уровнях.
2. Охрана здоровья матери и ребенка:
- организация центров планирования семьи и сохранения репродуктивного здоровья семьи;
- сохранение за счет областного бюджета и иных источников финансирования бесплатности медицинских услуг для детей, беременных женщин;
- укрепление материально-технической базы родильных и детских отделений медицинских учреждений;
- развитие медико-генетической помощи населению, совершенствование и внедрение современных технологий для ранней диагностики заболевания плода, обеспечение благополучных родов.
3. Улучшение материальных условий жизнедеятельности семьи, поддержка малоимущих семей:
- усиление социальных гарантий в области занятости для родителей неполных и многодетных семей, семей несовершеннолетних родителей, семей с несовершеннолетними инвалидами;
- создание для членов социально незащищенных семей специальных рабочих мест, квотирование рабочих мест, предоставление налоговых и иных льгот предприятиям, использующим их труд;
- разработка программы гарантированного профессионального обучения и трудоустройства инвалидов;
- развитие системы спонсирования для поддержки малоимущих семей с детьми;