Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 декабря 1996 года N 493


Об утверждении Концепции семейной политики
в Ленинградской области

____________________________________________________________________
Утратило силу с 14 февраля 2005 года на основании
постановления Правительства Ленинградской области
 от 14 февраля 2005 года N 25

____________________________________________________________________

Рассмотрев представленный комитетом социального обеспечения населения проект Концепции семейной политики в Ленинградской области, правительство Ленинградской области постановляет:

1. Утвердить Концепцию семейной политики в Ленинградской области (прилагается).

2. Поручить комитету социального обеспечения населения разработать на основе Концепции семейной политики в Ленинградской области комплексную региональную программу "Семья" на 1997-2000 годы и внести ее на утверждение правительства Ленинградской области в марте 1997 года.

Финансирование программы на 1997 год определить в пределах выделенных бюджетных ассигнований.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области - заместителя председателя правительства по социальному развитию Воронцова А.В.

Губернатор
В.Густов

УТВЕРЖДЕНА
постановлением правительства Ленинградской области от
26 декабря 1996 года N 493



Концепция
семейной политики в Ленинградской области

     

I. Введение. Современное состояние и проблемы
семьи в Ленинградской области

В современных условиях положение семьи все в большей степени зависит от политической и экономической обстановки в стране. Уже давно доказано, что именно благополучие семьи, ее прочность и стабильность обеспечивают, в конечном счете, и устойчивое развитие общества.

В семье формируются основные потребности человека, реализуются такие важные общественные функции как репродуктивная, воспитательная, социальная и экономическая.

Неблагоприятные социально-экономические     и морально-психологические  изменения,  переживаемые в настоящее время нашей страной, всей своей тяжестью обрушиваются на семью, усиливая и отягощая  те  кризисные  явления,  которые  наблюдаются  в  ней  под влиянием внутренних противоречий на протяжении последних лет.

К существовавшим ранее проблемам семьи добавились новые, нуждающиеся в скорейшем разрешении, - это безработица, падение уровня жизни, снижение нравственности и ценностей семейных отношений.

Все это негативно сказывается на семье, усиливает ее социальную уязвимость и в первую очередь отражается на детях, ухудшая условия их проживания и создавая угрозу жизни и здоровью.

В Ленинградской области около 400 тысяч семей. Наиболее характерны семьи, состоящие из 3-4 человек. В структуре населения Ленинградской области женщины составляют 63 процента (из них 55,6 процента репродуктивного возраста), дети и подростки - 21,6 процента.

Уровень рождаемости в Ленинградской области в 1994 году составил 7,34 на 1000 населения, что в 1,3 раза ниже среднего показателя в Российской Федерации. На 1 января 1996 года рождаемость в области составила 7,24, в 1985 году этот показатель составлял 14,3 и находился на уровне среднероссийских показателей.

В 1995-96 годах уменьшилось абсолютное количество абортов, но наметилась тенденция увеличения числа абортов у первобеременных женщин, а также женщин 15-17 лет.

Одним из основных показателей, характеризующих уровень медицинской помощи женщинам, является материнская смертность. В 1995 году этот показатель составил в Ленинградской области 32,2 на 100 тысяч родивших, что почти в 6 раз превышает среднеевропейский уровень.

Увеличивается относительное число не состоящих в браке молодых людей. Растет внебрачная рождаемость. Число детей, родившихся вне брака, составило в 1993 году 1871, в 1994 году 2020, в 1995 году 2155.

Смертность детей в возрасте до 1 года, родившихся у матерей, не состоящих в браке, в 2,7 раза выше смертности детей данного возраста в полных семьях.

Смертность детей в возрасте до 1 года в 1995 году составила 176 человек (14,2 на 1000 родившихся, в развитых странах этот показатель составляет 6 - 12 на 1000 родившихся). В структуре младенческой смертности ранняя неонатальная смертность (смертность в возрасте до 7 дней жизни) в 1995 году составила 43,8 процента (77 человек или 6,2 на 1000 живорожденных), постнеонатальная смертность (смертность в возрасте от 7 дней до 1 года) - 56,2 процента (99 человек или 8,0 на 1000 живорожденных).

Высокий уровень разводов свидетельствует о снижении ценности института семьи.

В течение 1994 года 10730 супругов расторгли брак, что составляет 6,4 на 1000 человек (в 1993 году - 6,0 на 1000 человек), это в 1,5 раза выше, чем в среднем по России. Треть из них приходится на молодых супругов,проживших вместе менее 5 лет.

В результате разводов ежегодно около 10 тысяч детей остается без одного из родителей. Каждый третий ребенок воспитывается без матери или отца.

Растет число неполных семей. Количество их в 1995 году достигло 17951, (число детей в неполных семьях составило в 1995 году 25155 против 24795 в 1994 году).

Распад семьи зачастую сопровождается нарастанием масштабов жестокости родителей по отношению к детям и увеличением числа детей, бегущих из дома. В области в особо трудных условиях проживает 1175 детей, лишенных нормального жизнеобеспечения в собственных семьях. В последние годы резко увеличилась потребность в социальных приютах для детей. В 1994 году в области был один социальный приют, в 1996 году - 5 социальных приютов и 2 отделения при центрах социального обслуживания.

Разобщение, разрыв связи поколений, уменьшение родственных контактов осложняют жизнедеятельность семьи и негативно отражаются на детях, приводят к росту социального сиротства.

В последние годы значительно увеличилось число детей с асоциальным поведением, несовершеннолетних, зарегистрированных в органах внутренних дел в связи с совершением правонарушений.

Экономическое положение является сегодня одной из острейших проблем семей с детьми. Низкий уровень заработной платы, несвоевременная ее выплата, безработица - все это оказывает дестабилизирующее влияние на семью и прежде всего на малообеспеченные семьи. В 1995 году доля таких семей составила 56 процентов от общего числа семей. Особые экономические трудности испытывают многодетные семьи, имеющие высокую иждивенческую нагрузку. В области проживает 14258 многодетных семей, в них 48397 детей.

В Ленинградской области наблюдается рост семей "группы риска". Причиной прогрессирующего роста семей "группы риска" являются условия, способствующие вовлечению детей и подростков в пьянство, наркоманию, преступную деятельность. На 1 июня 1996 года в Ленинградской области насчитывалось 13845 таких семей.

Особенно сложное материальное положение наблюдается в семьях, проживающих в селах и отдаленных от районных центров населенных пунктах. В этих семьях растет детская заболеваемость.

В тяжелом положении находятся семьи с детьми-инвалидами. В области 5490 детей-инвалидов. Затраты на медицинское обслуживание ребенка-инвалида в 8 раз больше, чем здорового. Крайне злободневна проблема трудоустройства матерей, несущих заботы о детях-инвалидах.

В области недостаточно развиты формы надомной трудовой деятельности, не в полную силу функционирует патронажная служба.

Устойчивая закономерность последовательного сокращения дошкольных учреждений, связанная с резким увеличением платы за содержание детей в них и ухудшение материально-технических условий содержания детей в детских дошкольных учреждениях привели к росту числа неорганизованных детей дошкольного возраста.

Наряду с материальными и психологическими проблемами существует еще одна - распад духовных ценностей и нравственных ориентиров.

Такие качества как взаимопомощь, товарищество, доброта, уважение к старшим, ценность семейных отношений, всегда составлявшие основу национальных, исторических, культурных и нравственных традиций российского народа, начинают размываться, забываться, исчезать.

Все это требует кардинального изменения отношения к семейной политике и доказывает необходимость принятия концепции семейной политики в Ленинградской области.

Настоящая концепция семейной политики в Ленинградской области является первым программным документом по социальной защите семьи.

Концепция семейной политики в Ленинградской области (в дальнейшем - концепция) содержит основные направления государственной семейной политики. В ней заложены основы для разработки нормативной базы в области социальной защиты и развития семей всех типов, указаны основные подходы к решению проблем семьи, определены основные направления по созданию необходимых условий для поддержания жизнедеятельности и повышения качества жизни семьи.

Концепция разработана с учетом социально-экономического положения семьи в Ленинградской области.

Реализация концепции семейной политики предполагает два основных этапа:

1. Краткосрочный - социальная поддержка семьи в период реформирования экономики.

2. Долгосрочный - укрепление института семьи.

Концепция включает в себя:

1. Цели и задачи семейной политики.

2. Принципы проведения семейной политики.

3. Основные направления реализации семейной политики.

4. Организационные меры по реализации семейной политики.

II. Цели и задачи семейной политики в
Ленинградской области

Основной целью семейной политики является укрепление авторитета семьи как социального института; поддержание ее жизнедеятельности; обеспечение условий для реализации ею в полном объеме своих общественных функций: репродуктивной, воспитательной, социальной, экономической, жизнеохранительной; создание условий, необходимых для нормального развития детей, обеспечения их выживания и социальной защиты в период коренных социально-экономических преобразований и реформ.

Для реализации целей семейной политики предусмотрено решение следующих задач:

- создание и совершенствование законодательной базы и условий для реализации прав семьи во всех сферах ее жизнедеятельности;

- осуществление специальных мер по оказанию адресной социальной и экономической поддержки наиболее нуждающимся семьям, семьям с особыми проблемами, а также семьям, оказавшимся в экстремальных условиях;

- координация усилий различных структур представительной и исполнительной власти, общественных объединений в реализации семейной политики на территории Ленинградской области.

III. Принципы семейной политики

Семейная политика рассматривается как составная часть социальной политики в Ленинградской области и представляет собой целостную систему мер экономического, правового, медицинского, социального и организационного характера, направленную на улучшение жизнедеятельности семьи. Ее принципы являются общими для всех уровней управления на территории Ленинградской области:

1. Равенство прав и возможностей всех типов семей в реализации своих общественных функций.

2. Комплексный подход к решению проблем семьи, предоставлению ей социальных гарантий и льгот.

3. Дифференцированный подход к работе с различными типами семей на всех этапах их жизненного цикла.

4. Приоритетность решения проблем жизнеобеспечения детей в реализации семейной политики.

5. Прогностичность и гибкость социальной политики на основе постоянного мониторинга.

IV. Основные направления реализации семейной политики
в Ленинградской области

Основными направлениями реализации семейной политики в Ленинградской области на период 1997-2000 год являются:

1. Создание системы медико-социальной и психолого-педагогической помощи семье:

- формирование на территории области сети учреждений социального обслуживания семьи и детей с учетом потребности социума;

- совершенствование медико-социальной помощи детям и подросткам;

- создание и внедрение программ обучения родителей основам реабилитации и воспитания детей с физическими и умственными недостатками, профилактики хронических и инвалидизирующих заболеваний через учреждения общего и специального назначения;

- развитие сети центров социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в городах и районах области;

- создание и развитие негосударственных структур, общественных организаций, ведущих социальную работу с семьями и детьми;

- создание механизма межведомственной координации, информационного, методического и организационного взаимодействия всех ведомств, учреждений и организаций, ведущих социальную работу с семьей и детьми на всех уровнях.

2. Охрана здоровья матери и ребенка:

- организация центров планирования семьи и сохранения репродуктивного здоровья семьи;

- сохранение за счет областного бюджета и иных источников финансирования бесплатности медицинских услуг для детей, беременных женщин;

- укрепление материально-технической базы родильных и детских отделений медицинских учреждений;

- развитие медико-генетической помощи населению, совершенствование и внедрение современных технологий для ранней диагностики заболевания плода, обеспечение благополучных родов.

3. Улучшение материальных условий жизнедеятельности семьи, поддержка малоимущих семей:

- усиление социальных гарантий в области занятости для родителей неполных и многодетных семей, семей несовершеннолетних родителей, семей с несовершеннолетними инвалидами;

- создание для членов социально незащищенных семей специальных рабочих мест, квотирование рабочих мест, предоставление налоговых и иных льгот предприятиям, использующим их труд;

- разработка программы гарантированного профессионального обучения и трудоустройства инвалидов;

- развитие системы спонсирования для поддержки малоимущих семей с детьми;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»