Развитие малого предпринимательства в России не самоцель, а важное условие экономического возрождения, стабилизации обстановки в стране.
Малый бизнес, являясь основой рыночной экономики, вносит положительные изменения в монопольную структуру регионального рынка, формирует конкурентную среду, создает альтернативу негативным процессам на рынке труда, обеспечивая продуктивную занятость. К примеру, 99,9 процента фирм в сфере частного сектора Европейского Сообщества, относящихся именно к этой категории хозяйствующих субъектов, дают почти 70 процентов рабочих мест.
Однако увеличение вклада малых предприятий в экономику возможно только при наличии государственной поддержки - составной части целостной системы управления процессом развития данного сектора. Сложность системы объясняется неординарностью подхода к различным типам малых негосударственных предприятий (частным, смешанным, общественным), что вызывает применение разнообразных инструментов регулирования. При этом система управления должна быть гибкой (основанной на механизмах обратной связи), обеспеченной ресурсами для быстрого реагирования на изменение ситуации. Необходимо заложить в ее основу правильные ориентиры и нацелить деятельность органов власти федерального, регионального и местного уровней на максимальное использование потенциала малых предприятий и устранение организационных, экономических, правовых и иных барьеров, мешающих становлению и развитию малого предпринимательства.
Система управления развитием малого предпринимательства на областном уровне должна включать:
самостоятельную законодательную и нормативную базу, определяющую специфические условия деятельности субъектов малого бизнеса, регулирующую формы и методы его поддержки в приоритетных для области направлениях, не блокирующую при этом естественный отбор эффективно действующих малых предприятий;
инфраструктуру, обеспечивающую выработку и реализацию стратегии и тактики проведения данного направления экономической реформы в области, включая органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения и организации, созданные и действующие при государственном участии (фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, учебные, информационные, консультационные и прочие обслуживающие структуры);
специальные программы, ориентированные на оказание поддержки малым предприятиям, а также иные программы социально-экономического развития, которые разрабатываются с учетом интересов предпринимателей;
финансовое обеспечение (в том числе бюджетные ассигнования), необходимое для реализации мер поддержки малого предпринимательства, а также механизмы движения и размещения средств и контроля за их использованием.
Начиная с 1993 года формирование системы управления процессом развития малого предпринимательства в Ленинградской области осуществляется в соответствии с утвержденными областными и местными программами (планами мероприятий). Краткая информация об отдельных итогах проделанной работы на областном и районном уровнях представлена в разделе 3 "Анализ состояния работы по формированию системы управления процессом развития малого предпринимательства в Ленинградской области" программы.
Раздел 2 "Изменение структуры хозяйственного комплекса Ленинградской области" программы отражает тенденции становления негосударственного сектора экономики, включая развитие малого бизнеса.
Основным разделом программы является План мероприятий по поддержке малого предпринимательства в Ленинградской области на 1996 год, построенный в разрезе задач структурных подразделений правительства Ленинградской области и Регионального центра поддержки предпринимательства и технологий. Это свидетельствует о том, что реализация государственной задачи развития малого бизнеса становится функциональной обязанностью всех органов исполнительной власти Ленинградской области.