от 30 января 1996 года N 26
О программе поддержки
малого предпринимательства
в Ленинградской области на
1996 год
____________________________________________________________________
Утратило силу с 14 февраля 2005 года на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 14 февраля 2005 года N 25
____________________________________________________________________
В целях реализации основных направлений государственной политики поддержки малого предпринимательства, определенных в Федеральном законе "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", и в соответствии с областным законом "О поддержке малого предпринимательства на территории Ленинградской области" от 25 июля 1995 года N 26-03 постановляю:
1. Принять к сведению, что программа поддержки малого предпринимательства в Ленинградской области на 1996 год, состоящая из аналитической части (приложение 1) и плана мероприятий (приложение 2), разработанная министерством экономического прогнозирования совместно с отраслевыми министерствами и другими структурными подразделениями правительства, характеризует состояние малого предпринимательства и деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Ленинградской области, направленную на создание условий для его развития, определяет главные задачи, которые необходимо решить в 1996 году, занимаясь вопросами поддержки малого бизнеса.
2. Утвердить план мероприятий по поддержке малого предпринимательства в Ленинградской области на 1996 год согласно приложению 2.
3. Администрациям районов и городов в своей работе по поддержке и развитию предпринимательства на подведомственных территориях руководствоваться основными направлениями деятельности правительства Ленинградской области, определенными в областном законе "О поддержке малого предпринимательства на территории Ленинградской области" от 25 июля 1995 года N 26-03.
4. Руководителям структурных подразделений правительства обеспечить выполнение плана мероприятий по поддержке малого предпринимательства в Ленинградской области на 1996 год.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя председателя правительства - руководителя департамента финансов Мельникова Ю.А.
Губернатор
А.Беляков
Программа
поддержки малого предпринимательства
в Ленинградской области на 1996 год
Развитие малого предпринимательства в России не самоцель, а важное условие экономического возрождения, стабилизации обстановки в стране.
Малый бизнес, являясь основой рыночной экономики, вносит положительные изменения в монопольную структуру регионального рынка, формирует конкурентную среду, создает альтернативу негативным процессам на рынке труда, обеспечивая продуктивную занятость. К примеру, 99,9 процента фирм в сфере частного сектора Европейского Сообщества, относящихся именно к этой категории хозяйствующих субъектов, дают почти 70 процентов рабочих мест.
Однако увеличение вклада малых предприятий в экономику возможно только при наличии государственной поддержки - составной части целостной системы управления процессом развития данного сектора. Сложность системы объясняется неординарностью подхода к различным типам малых негосударственных предприятий (частным, смешанным, общественным), что вызывает применение разнообразных инструментов регулирования. При этом система управления должна быть гибкой (основанной на механизмах обратной связи), обеспеченной ресурсами для быстрого реагирования на изменение ситуации. Необходимо заложить в ее основу правильные ориентиры и нацелить деятельность органов власти федерального, регионального и местного уровней на максимальное использование потенциала малых предприятий и устранение организационных, экономических, правовых и иных барьеров, мешающих становлению и развитию малого предпринимательства.
Система управления развитием малого предпринимательства на областном уровне должна включать:
самостоятельную законодательную и нормативную базу, определяющую специфические условия деятельности субъектов малого бизнеса, регулирующую формы и методы его поддержки в приоритетных для области направлениях, не блокирующую при этом естественный отбор эффективно действующих малых предприятий;
инфраструктуру, обеспечивающую выработку и реализацию стратегии и тактики проведения данного направления экономической реформы в области, включая органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения и организации, созданные и действующие при государственном участии (фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, учебные, информационные, консультационные и прочие обслуживающие структуры);
специальные программы, ориентированные на оказание поддержки малым предприятиям, а также иные программы социально-экономического развития, которые разрабатываются с учетом интересов предпринимателей;
финансовое обеспечение (в том числе бюджетные ассигнования), необходимое для реализации мер поддержки малого предпринимательства, а также механизмы движения и размещения средств и контроля за их использованием.
Начиная с 1993 года формирование системы управления процессом развития малого предпринимательства в Ленинградской области осуществляется в соответствии с утвержденными областными и местными программами (планами мероприятий). Краткая информация об отдельных итогах проделанной работы на областном и районном уровнях представлена в разделе 3 "Анализ состояния работы по формированию системы управления процессом развития малого предпринимательства в Ленинградской области" программы.
Раздел 2 "Изменение структуры хозяйственного комплекса Ленинградской области" программы отражает тенденции становления негосударственного сектора экономики, включая развитие малого бизнеса.
Основным разделом программы является План мероприятий по поддержке малого предпринимательства в Ленинградской области на 1996 год, построенный в разрезе задач структурных подразделений правительства Ленинградской области и Регионального центра поддержки предпринимательства и технологий. Это свидетельствует о том, что реализация государственной задачи развития малого бизнеса становится функциональной обязанностью всех органов исполнительной власти Ленинградской области.
2.1. Состояние негосударственного сектора экономики
На 1 января 1995 года на территории Ленинградской области было зарегистрировано более 20 тысяч предприятий различных организационно-правовых форм и форм собственности. Информацию о своей деятельности (на основании которой и проводится настоящий анализ) представили районным, городским экономическим службам и органам государственной статистики лишь 10797 предприятий (54 процента). Отсутствие единого механизма, обеспечивающего осуществление контрольных функций за финансовым состоянием хозяйствующих субъектов со стороны районных и городских администраций, налоговых служб и органов статистики, негативным образом сказывается на сроках и качестве предоставляемой информации и в конечном счете - на управляемости процессом социально-экономического развития области. Следует отметить, что практически все районные экономические службы представили неполную информацию по фермерским хозяйствам, ограничившись лишь данными о количестве хозяйств и численностью занятых в них работников.
В Ленинградской области продолжается развитие и укрепление позиций негосударственного сектора экономики. Из общего числа действующих и отчитавшихся предприятий имеют негосударственную форму собственности 9467 предприятий или 92 процента, государственную форму - 845 предприятий или 8 процентов (таблица 1).
Количество негосударственных предприятий за 1994 год выросло на 3271 единицу. Увеличение происходило как за счет создания новых хозяйствующих субъектов (в основном индивидуальных), так и в результате реформирования государственных и муниципальных предприятий в процессе приватизации. Динамика числа действующих предприятий различных организационно-правовых форм и форм собственности представлена в таблице 2.
Структура негосударственного сектора в части отнесения предприятий к различным организационно-правовым формам имела в период 1992-1994 годов существенные различия. В 1993 году произошла перерегистрация малых предприятий и кооперативов, пополнивших ряды акционерных обществ закрытого и открытого типа и товариществ.
Удельный вес населения, занятого в негосударственном секторе (по отчитавшимся предприятиям), составляет 80 процентов работающих в области (таблица 3). Основная масса работающих (61 процент) является акционерами, 10 процентов - работают в различного рода товариществах, 3 процента - заняты в индивидуальных (частных) предприятиях.
Доля предприятий негосударственного сектора в общем объеме произведенных работ и оказанных услуг составляет по состоянию на 1 января 1995 года 82 процента или 4255 миллиардов рублей (таблица 4). Наибольший объем работ выполняется акционерными обществами - 69 процентов. Товарищества, составляющие 24 процента в общем количестве негосударственных предприятий, производят лишь 8 процентов объема работ и услуг. Годовая выработка на одного работающего на предприятиях негосударственного сектора больше, чем в государственном секторе на 2,1 миллиона рублей и составила на конец 1994 года 14,3 миллиона рублей. Наибольшего значения этот показатель достиг в акционерных обществах - 15,9 миллиона рублей, в индивидуальных предприятиях - 11,1 миллиона рублей, в товариществах - 10,6 миллиона рублей, в кооперативах - 8,3 миллиона рублей.
Негосударственному сектору принадлежит 66 процентов от общей суммы прибыли по области. Основная доля приходится на акционерные общества - 87 процентов, 9 процентов прибыли в общем объеме получены товариществами, 2 процента - индивидуальными (частными) предприятиями. Из общей суммы прибыли на развитие производства в целом по негосударственному сектору направлено 43 процента средств.
Показатели хозяйственной деятельности предприятий различных
организационно-правовых форм и форм собственности
Ленинградской области за 1994 год
+-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
¦Предприятия ¦Количество ¦Всего ¦из них действующих (по видам деятельности) ¦Объем ¦Прибыль, ¦Средства, направленные¦Численность,¦
¦ ¦зарегистри-¦ +-------------------------------------------------------------¦работ, ¦млн.руб. ¦на потребление ¦чел. ¦
¦ ¦рованных ¦ ¦про- ¦пере- ¦про- ¦услуги ¦тор- ¦пос-¦стро- ¦сель-¦прочая ¦услуг, ¦ +----------------------¦ ¦
¦ ¦предприятий¦ ¦из- ¦работ-¦из- ¦насе- ¦гово-¦ред-¦итель-¦ское ¦ ¦млн. ¦ ¦всего, ¦из них ¦ ¦
¦ ¦- всего, ¦ ¦вод- ¦ка ¦вод- ¦лению ¦заку-¦ни- ¦ство ¦хо- ¦ ¦руб. ¦ ¦млн.руб. ¦на раз- ¦ ¦
¦ ¦ед. ¦ ¦ство ¦сель- ¦ство ¦(быто- ¦поч- ¦чес-¦ ¦зяй- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦витие ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦това- ¦ско- ¦строй-¦вые, ¦ная ¦кая,¦ ¦ство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦произ- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ров ¦хозяй-¦мате- ¦общест-¦ ¦ау- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦водства, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦народ- ¦ствен-¦риалов¦венное ¦ ¦ди- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦млн.руб. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ного ¦ной ¦ ¦пита- ¦ ¦тор-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦потреб-¦про- ¦ ¦ние) ¦ ¦ская¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ления ¦дукции¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
1. Государст- 921 811 44 2 12 107 121 6 67 7 444 933702.30 197473.40 293511.79 93524.75 76799
венные
2. Негосу- 17793 9467 729 92 111 598 2096 73 987 3446 1319 4255234.55 697127.06 556227.27 290669.86 298101
дарствен-
ные
в том
числе:
- индиви- 3074 1213 89 10 15 152 472 18 207 24 226 105338.30 15254.10 14781.65 668.20 9516
дуаль-
ные
(част-
ные)
- това- 4534 2482 243 17 54 262 996 30 324 31 516 399988.62 60468.77 76707.63 2992.20 37765
рищест-
ва
- акци- 3892 1658 278 50 35 103 410 21 270 144 348 3585397.18 608740.80 435875.38 284193.86 225321
онер-
ные
обще-
ства
- обще- 507 298 50 4 1 20 146 2 48 1 26 73227.50 6269.60 9762.10 2093.80 5006
ства с
огра-
ничен-
ной
ответ-
ствен-
ностью
- коопе- 1301 458 62 11 6 60 64 2 136 11 106 56003.89 4527.34 13072.00 612.90 6720
ративы
- пред- 179 123 7 0 0 1 8 0 2 0 97 33447.76 1756.95 4809.51 106.40 3024
прия-
тия
обще-
ствен-
ных
объе-
дине-
ний
- фер- 4306 3235 0 0 0 0 0 0 0 3235 0 1831.30 109.50 1219 2.50 10749
мерс-
кие
хозяй-
ства
3. Совмест- 232 121 13 1 4 12 40 0 6 1 44 112561.90 -8839.10 7625.91 1554.50 2604
ные
4. Прочие 1185 364 7 227 35 108 14 7 5 8 69 810618.94 160693.95 110803.47 69163.14 33470
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Итого 20131 10763 793 322 162 825 2271 86 1065 3462 1876 6112117.69 1046455.31 968168.44 454912.26 410974
Таблица 2
Динамика числа действующих предприятий Ленинградской области
различных организационно-правовых форм и форм собственности
(единиц)
+------------------------------------------------------------------+
¦Предприятия ¦По состоянию: ¦
¦ +--------------------------------------------¦
¦ ¦на 1 января ¦на 1 января ¦на 1 января ¦
¦ ¦1993 года ¦1994 года ¦1995 года ¦
¦ +---------------+---------------+------------¦
¦ ¦коли- ¦про- ¦коли- ¦про- ¦коли- ¦про-¦
¦ ¦чест- ¦цент ¦чест- ¦цент ¦чест- ¦цент¦
¦ ¦во ¦к ¦во ¦к ¦во ¦к ¦
¦ ¦пред- ¦ито- ¦пред- ¦ито- ¦пред- ¦ито-¦
¦ ¦прия- ¦гу ¦прия- ¦гу ¦прия- ¦гу ¦
¦ ¦тий ¦ ¦тий ¦ ¦тий ¦ ¦
+------------------------------------------------------------------+
1. Государственные 1452 21 880 13 845 8
2. Негосударственные 5610 79 6196 87 9467 92
в том числе:
- индивидуальные 719 10 1047 15 1213 12
- акционерные 674 9 1344 19 1956 19
- товарищества 1444 20 2567 36 2482 24
- кооперативы 918 13 794 11 458 4
- малые предприятия* 820 12 308 4
- прочие** 1035 15 136 2 3358 33
-------------------------------------------------------------------
Всего 7062 100 7076 100 10312 100
* Малые предприятия как организационно-правовая форма упразднены с 1994 года.
** Предприятия общественных объединений, фермерские хозяйства.
Таблица 3
Динамика численности работающих на предприятиях различных
организационно-правовых форм и форм собственности
в Ленинградской области