Одним из главных инструментов реализации государственной молодежной политики является бюджетное финансирование. Основная проблема при этом - отсутствие соответствующей нормативной базы, когда вопрос о том, достаточно финансирование или нет, остается открытым прежде всего потому, что нет необходимых критериев этой достаточности.
Необходимо в связи с этим рассмотреть в инициативном порядке возможность расчета и обоснования ряда социальных норм и нормативов в соответствии с разделом 2 Основных направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации, а также разделом IV Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте, чтобы приступить к обоснованию методологии расчетов (совместно с компетентными в этой сфере службами правительства Ленинградской области, областными и городскими научными учреждениями и в обозримой перспективе - к определению соответствующей доли в расходной части областного, районных, городских бюджетов и ее законодательному закреплению.
До решения этого вопроса целесообразно выделять на нужды отрасли молодежной политики, физической культуры и спорта не менее двух процентов расходной части областного, районного, городского бюджета.
Финансирование межведомственных детских, молодежных целевых программ, программ в сфере физической культуры и спорта должно осуществляться задействованными в них учреждениями и организациями, территориальными фондами социальной поддержки населения, социального страхования, занятости, обязательного медицинского страхования и другими.
В качестве серьезных источников средств следует рассматривать компенсационные молодежные фонды, необходимость создания которых давно назрела. Правовая основа функционирования компенсационных молодежных фондов была заложена в Законе СССР "Об общих началах государственной молодежной политики в СССР", принятом 1 июля 1991 года, где, в частности, указывалось, что упомянутые фонды создаются для восполнения кредитным учреждениям неполученной прибыли в связи с предоставлением молодым гражданам, молодым семьям, а также молодежным предприятиям льготных кредитов. В соответствии с этим законом устанавливались такие меры поддержки молодежных фондов, как:
- освобождение их при регистрации от оплаты государственной пошлины;
- закрепление за ними ежегодных ассигнований из соответствующих бюджетов, в том числе в иностранной валюте;
- освобождение от налогообложения прибыли предприятий и организаций в части средств, направляемых в фонды;
- то же - в отношении личных средств граждан;
- и другие меры.
Необходимо рассмотреть направление на нужды молодежной политики, физической культуры и спорта средств от акцизных сборов за продажу алкогольных и табачных изделий, лицензирования спортивной и туристической деятельности, отчислений от спортивных лотерей.
Следует разработать механизм налоговых льгот для привлечения внебюджетных средств из таких источников, как производственная и коммерческая деятельность предприятий всех форм собственности, фондов, а также спонсоров.
Необходимо также сформировать организационно-правовую базу, которая даст возможность комитетам (отделам) по делам молодежи, физической культуре и спорту:
- учреждать муниципальные предприятия и службы для оказания разнообразных услуг молодежи, а также получения дополнительного финансирования молодежных программ за счет части прибыли, получаемой указанными предприятиями от производственной и коммерческой деятельности;
- использовать бюджетные средства для финансирования социально-значимых программ, реализуемых с помощью так называемых "свободных носителей" молодежных и спортивных услуг - общественных, частных, кооперативных, а также государственных и муниципальных предприятий, организаций, учреждений.