В рассматриваемой сфере деятельности признается недостаточность существующей нормативной базы как на федеральном, так и региональном уровне и ее отставание от реальных процессов, происходящих в молодежной среде.
Принятие концепции диктуется:
- опережающим характером негативных тенденций в молодежной среде;
- становлением начиная с 1991 года государственных молодежных структур и обретением ими реальной дееспособности;
- отсутствием идеологии государственного строительства и гражданского воспитания россиян;
- необходимостью стабилизации и взятия под контроль процессов, происходящих в молодежной среде.
Целью разработки концепции является создание основ для формирования государственной политики, направленной на обеспечение нормального процесса развития личности.
В сфере молодежной политики органы государственной власти Ленинградской области ставят перед собой две главные взаимосвязанные задачи:
1. Создание условий для реализации детьми, молодежью в массовом порядке своих прав и свобод, а также выполнения соответствующих обязанностей как необходимой основы их физического, духовного, нравственного развития, гражданского становления, сопряженного с обретением достоинства, ответственности, патриотизма.
2. Обеспечение сбалансированности законных интересов детей, молодежи, их объединений и ассоциаций с интересами других социальных, профессиональных, возрастных групп населения как условия политической и экономической стабильности.
Ведущими органами государственного и муниципального управления, ответственными за реализацию этих задач, являются комитет по делам молодежи, физической культуре и спорту Ленинградской области и комитеты (отделы) по делам молодежи, физической культуре и спорту районов и городов. Комитеты организуют выполнение указанных задач, ориентируясь на систему соответствующих приоритетов. Система приоритетов определяется комплексом проблем молодежной среды, обусловленных в свою очередь всей совокупностью сегодняшних правовых, экономических, политических, социокультурных и других факторов.
Настоящая концепция определяет основные приоритеты государственной региональной молодежной политики, намечает пути, формы и методы их реализации, исходя из:
- статей 2, 7-9, 13-15, 17-62 Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, соответствующих федеральных законов, указов Президента России и постановлений Правительства России, Основных направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации, одобренных Верховным Советом Российской Федерации 3 июня 1993 года, Устава Ленинградской области, других нормативных актов;
- ряда тенденций в динамике социально-экономической, социокультурной ситуации в России и, в частности в Ленинградской области;
- некоторых специфических особенностей Ленинградской области;
- характеристик молодого поколения и положения молодежи в обществе;
- теоретико-методологических положений о роли государственной власти в современных условиях, а также критериях перехода процесса индивидуальной человеческой жизни из периода юности в зрелость;
- тенденции формирования российского менталитета с учетом национальной психологии, национального характера.