Недействующий

О программе демонополизации экономики Ленинградской области на 1994 год (утратило силу с 17.09.04 на основании постановления Правительства Ленинградской области от 17.09.04 N 193)

Раздел 1. Аналитическая записка

Программа демонополизации экономики Ленинградской области на 1994 год разработана в соответствии с распоряжением Правительства области от 21 февраля 1994 года N 92-р.

Программа сформирована на базе общей концепции политики демонополизации, направленной на создание и укрепление рыночных условий функционирования экономики, и на основании Законов Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "О защите прав потребителей", а также правительственных нормативных актов.

Программа предусматривает комплексность решения задач демонополизации, приватизации и структурной перестройки экономики Ленинградской области с учетом ее отраслевых и региональных особенностей.

Целью программы является демонополизация экономики Ленинградской области путем обеспечения единства методологических подходов всех органов власти и управления в реализации государственной политики Российской Федерации по развитию конкуренции и товарного рынка, ограничению монополистической деятельности, пресечению недобросовестной конкуренции и защите прав потребителей.

Демонополизация экономики Ленинградской области на данном этапе предусматривает решение следующих задач:

- проведение анализа рынков и деятельности на них предприятий и  различных их объединений;

- содействие формированию конкурентной среды рынков путем создания новых и реформирования форм собственности действующих предприятий;

- организация государственного контроля за монополистической деятельностью;

- защита прав потребителей;

- правовое и организационное обеспечение антимонопольного регулирования.

Обозначенные задачи реализуются в соответствии с планом мероприятий (раздел 2 программы), который наряду с основными направлениями борьбы с монополизмом в различных его проявлениях включает также меры воспроизводственных основ монополизма.

Выполнение плана мероприятий является продолжением начатой в 1992-1993 годах работы, заложившей фундамент решения долгосрочных задач процесса демонополизации будущих периодов.

Так, в 1993 году в рамках осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства основной упор делается на предупреждение намечающихся монополистических тенденций и далее - на выявление предприятий монополистов и борьбу с монополистическими злоупотреблениями.

В перечне хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, состояли на начало 1994 года 182 предприятия, в том числе на областном уровне - 57 и на районном 125 предприятий.

За 1993 год по признакам нарушений антимонопольного законодательства было проверено в Ленинградской области 28 предприятий. Ряд проверок проводился по указанию Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Среди проверенных предприятия газового хозяйства, железнодорожного транспорта и другие.

В результате выявленных нарушений антимонопольного законодательства было возбуждено 11 дел, выдано 7 предписаний.

Около 60 процентов дел связано с нарушением порядка ценообразования. По этой причине в 1993 году сумма штрафов превысила 0,5 миллиарда рублей. Крупные штрафы заплатили Выборгский целлюлозно-бумажный комбинат, акционерные общества "Киришинефтеоргсинтез" и "Невская Дубровка", Лужский завод "Белкозин" и ряд других.

Существенной особенностью 1994 года стало временное прекращение государственного регулирования и декларирования цен на продукцию предприятий, включенных в Государственный реестр. До особого распоряжения федеральных органов этот перечень станет просто инструментом наблюдения за их деятельностью.

По вопросам соблюдения антимонопольного законодательства проводилась просветительская и профилактическая работа непосредственно в районах и городах области. Население и должностные лица оперативно информировались о проблемах борьбы с монополиями и монополистическими злоупотреблениями, в частности, с помощью публикаций в областной, районных и городских газетах.

В целях содействия рыночных отношений на основе конкуренции, предпринимательства и реформирования форм собственности осуществлялся контроль за созданием новых  предприятий,  слиянием  и преобразованием действующих.

В соответствии с планом приватизации на 1993 год Ленинградским территориальным антимонопольным управлением рассмотрены с точки зрения соблюдения антимонопольного законодательства 75 заявлений.

Осуществлялся контроль за крупными продажами акций предприятий с целью предупреждения возникновения монополии в финансово-кредитной сфере и на рынке ценных бумаг.

Для развития конкуренции - полярного монополизму явления - в Ленинградской области принята развернутая программа поддержки предпринимательства на 1994 год, основной задачей которой является создание оптимальных условий для развития малого и среднего бизнеса. Малый и средний бизнес должен помочь обеспечить насыщение рынка товарами и услугами, преодолеть отраслевой и территориальный монополизм, внедрить достижения научно-технического прогресса, обеспечить развитие сел и небольших городов, помочь решению экологических проблем.

В 1993 году в администрациях районов и городов Ленинградской области подошел к завершению процесс формирования отделов по защите прав потребителей. В настоящее время штат районных, городских подразделений насчитывает 46 человек.

Отделами по защите прав потребителей проводится большая работа по пропаганде Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Сфера контрольно-исполнительских функций этих органов охватывает всю без исключения хозяйственно-экономическую деятельность Ленинградской области.

За 1993 год в районах и городах области отделами по защите прав потребителей осуществлено свыше 2000 проверок деятельности предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания и других. По их результатам на рассмотрение административных комиссий передано более 500 дел. Предъявлены 33 иска в суды по заявлениям потребителей.

Общее количество жалоб и заявлений потребителей, рассмотренных в 1993 году по всем районам и городам области, составляет 1583, из них решены положительно в пользу потребителей 1286 обращений.