1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Малое и среднее предпринимательство (далее - МСП), занимая важное место в структуре экономики города, за последние три года, прошедшие с момента принятия Программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в г.Хабаровске на 2010-2012 годы, не только устойчиво сохраняет достигнутые позиции, но и с каждым годом усиливает свое влияние на формирование общих социально-экономических показателей в различных отраслях экономики города.
Именно благодаря постепенному поступательному развитию предпринимательства в современном российском обществе развивается конкуренция, рынок насыщается более качественными товарами и услугами, на смену устаревшим технологиям и практикам приходят новые, более современные.
Развитие предпринимательства является ключевым элементом в решении задачи по формированию среднего класса в Российской Федерации.
Взаимоотношения бизнеса и власти, в свою очередь, выстраиваются исходя из понимания необходимости совместного решения стоящих перед экономикой и обществом задач, на второй план постепенно отступают желание сиюминутного обогащения любыми средствами, с одной стороны, и фискальное, потребительское отношение к бизнесу органов власти, с другой стороны.
Государство, осуществляя функции по управлению экономическими процессами в стране на всех уровнях вертикали власти, начало выделять существенные ресурсы на поддержку созидательных предпринимательских инициатив, обеспечивая тем самым основные базовые условия как для содействия вхождению граждан в бизнес, так и для поддержки уже действующих субъектов предпринимательства, занятых в приоритетных сферах деятельности, практикующих социально ответственные подходы к ведению дел.
Как известно, 22 августа 2012 года Россия вступила в ВТО. По оценкам экспертов, со второй половины 2013 года начнется активное освоение отечественного рынка иностранными компаниями. Ожидается, что на российский рынок в массовом порядке придут крупные международные корпорации и усилят конкуренцию во всех отраслях экономики.
Это приведет к снижению доходов компаний и увеличению маркетинговых расходов на поддержание рыночных позиций. В связи с этим ожидается значительное падение рентабельности бизнесов отечественных предприятий и снижение их конкурентоспособности.
В особенности это относится, среди прочих, к предприятиям малого и среднего бизнеса.
Подавляющая часть российских предпринимателей окажется не готовой к изменению рыночных условий. Многие из них столкнутся с серьезными трудностями и будут вынуждены сокращать или ликвидировать свой бизнес либо проводить его диверсификацию.
В связи с этим представляется особая роль органов государственной власти и местного самоуправления по регулированию экономических процессов и защите отечественного бизнеса от более сильных зарубежных конкурентов и применения новых, более эффективных методов поддержки предпринимательства.
В настоящий момент сложно оценить все последствия от вступления в ВТО, но очевидно, что малый и средний бизнес - наиболее уязвимое экономическое звено, и поэтому меры по поддержке предпринимательства, и в особенности малого и среднего, должны быть выведены как со стороны государства, так и со стороны органов местного самоуправления на качественно новый уровень.
В рамках правительственных мер были упрощены процедуры регистрации предпринимателей, было уменьшено количество проверок, упрощена процедура ведения и предоставления отчетности в налоговые органы, введена патентная система налогообложения.
В Хабаровске разработаны программные мероприятия для оказания помощи начинающим предпринимателям, отдельно выделена программа по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность, действует программа по поддержке инновационно активных предприятий.
Дальнейшее обеспечение стабильного развития МСП города невозможно без четкой, отлаженной системы мер, направленных на решение приоритетных стратегических задач, обозначенных Стратегическим планом устойчивого развития г. Хабаровска до 2020 г. В свою очередь, от бизнес-сообщества требуется соблюдение принципов социальной ответственности, а также участие в решении стоящих перед городом задач. На муниципальном уровне идеи стратегического управления реализуются в виде программно-целевого планирования.
Время, прошедшее с момента принятия самой первой программы по развитию предпринимательства в 1998 году, доказало эффективность выбранного курса и подтверждает необходимость применения программно-целевого метода для дальнейшего решения задач в данной области.
Указанный метод реализуется через целевые программы, применение которых позволяет определить проблемы развития и разработать план мероприятий, направленных на их преодоление. Помимо этого, обеспечивается систематический контроль за результатами работ, корректировка программных действий с учетом оперативного изменения ситуации по тем или иным причинам (поступление новых предложений по механизмам поддержки, возникновении необходимости корректировки существующих инструментов поддержки и т.д.).
Данная Программа разработана в соответствии с нормами Федерального закона N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», регулирующего вопросы оказания содействия развитию предпринимательства в России, а также целями и задачами государственной целевой программы Хабаровского края «Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2013-2020 годы».
Направленность и ожидаемые результаты реализации данной Программы соответствуют приоритетам, определенным Стратегическим планом устойчивого развития г. Хабаровска до 2020 г., где содействие развитию малого бизнеса является одним из ключевых условий для обеспечения комфортного и безопасного проживания хабаровчан, обеспечения высокого уровня их жизни.
Программа обобщает опыт, накопленный в администрации г. Хабаровска в предыдущих целевых программах по развитию и поддержке субъектов МСП, а также следует основным поручениям Президента Российской Федерации в области организации содействия развитию МСП.