На начало 2014 года в медицинских организациях Санкт-Петербурга имелось 40897 коек, в том числе в государственных учреждениях здравоохранения Санкт-Петербурга - 30764.
В оказании специализированной медицинской помощи в рамках реализации Территориальной программы участвуют 83 государственных учреждения здравоохранения Санкт-Петербурга, из них 19 стационаров взрослой сети 1-го уровня и 29 - 2-го уровня, а также 16 федеральных учреждений здравоохранения.
В 2013 году в стационарах взрослой сети пролечено более 900 тыс. пациентов, из них в стационарах, подведомственных Комитету по здравоохранению, более 720 тыс. пациентов.
Коечный фонд государственных учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга взрослой сети составляет 28583, в том числе круглосуточных коек - 27508 и 1075 коек дневного пребывания.
В учреждениях здравоохранения взрослой сети федерального подчинения имелось 8224 койки, в том числе круглосуточных коек - 8108, из них 5600 коек участвовало в реализации территориальной программы ОМС.
В 2013 году такие показатели работы коечного фонда, как оборот койки по сравнению с 2012 годом увеличился с 25,5 дней до 25,9 дней, средняя длительность пребывания больного уменьшилась с 13,0 дней до 12,9 дней, работа койки в году увеличилась с 331,4 дней до 333 дней. Следует обратить особое внимание на перегруз крупных стационаров системы Комитета по здравоохранению, оказывающих экстренную медицинскую помощь: работа койки в году - более 390 дней.
Анализ работы коек стационаров взрослой сети государственных бюджетных учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга психиатрического и фтизиатрического профилей свидетельствует о необходимости их дальнейшей оптимизации. Средняя длительность лечения больного на койке фтизиатрического профиля достигла 105 дней, с загрузкой 90,6 процента, а психиатрического профиля - 67,4 дня и 89,4 процента соответственно. В 2014-2015 годах запланировано поэтапное сокращение коек учреждений здравоохранения данного профиля.
В то же время имеется дефицит коек медицинской реабилитации и паллиативной помощи.
С учетом изложенного планируются следующие преобразования сети медицинских организаций, оказывающих стационарную медицинскую помощь:
сокращение коек круглосуточного пребывания в стационарах психиатрического профиля (320 коек), в том числе за счет сокращения длительности среднего койкодня, дальнейшего развития оказания медицинской помощи на койках дневного пребывания;
сокращение коек круглосуточного пребывания в противотуберкулезных стационарах (330 коек), в том числе за счет сокращения длительности среднего койкодня, дальнейшего развития оказания медицинской помощи на койках дневного пребывания;
увеличение количества круглосуточных коек стационаров для лечения пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения (далее - ОНМК);
реорганизация отделений сестринского ухода в отделения паллиативной помощи;
создание отделений экстренной медицинской помощи в стационарах;
подготовка предложений и проведение укрупнения медицинских организаций путем присоединения в целях эффективного управления и оптимизации расходов;
мониторинг деятельности коек хирургического, отоларингологического, офтальмологического, гинекологического профилей общесоматических стационаров в целях оптимизации коечного фонда и расширения лечения на койках дневного пребывания;
увеличение коек дневных стационаров и перевод их на работу в 2-3 смены с одновременным перераспределением потоков больных, передачи части объемов стационарной помощи в амбулаторно-поликлиническое звено;
подготовка предложений по государственным учреждениям здравоохранения Санкт-Петербурга, подлежащим сокращению, закрытию состояние которых не соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам, а вложения на капитальный ремонт неэффективны;
В соответствии с характером сложившейся демографической ситуации в Санкт-Петербурге выделены три приоритетных направления в части, касающейся совершенствования оказания стационарной помощи:
совершенствование системы оказания медицинской помощи при болезнях системы кровообращения;
совершенствование системы оказания медицинской помощи при новообразованиях;
совершенствование системы оказания медицинской помощи, пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
развитие системы оказания медицинской реабилитации и паллиативной медицинской помощи.