Действующий

О Программе внедрения газомоторного топлива в автотранспортном комплексе Санкт-Петербурга на 2014 - 2023 годы (с изменениями на 21 июня 2016 года)

1. Обоснование необходимости внедрения газомоторного топлива в автотранспортном комплексе Санкт-Петербурга



Перевод автотранспортных средств с бензина и дизельного топлива на ГМТ позволит снизить выбросы по основным загрязнителям воздушной среды для Санкт-Петербурга (оксидам азота и взвешенным веществам), а также уменьшить шумовое воздействие на окружающую среду.

     
     Цена ГМТ ниже топлива нефтяного происхождения и составляет в настоящее время 40-60 процентов от стоимости бензина и дизельного топлива. Правительства многих стран стимулируют приобретение автомобилей на ГМТ или переоборудование автомобилей для работы на ГМТ, а также приобретение оборудования для автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. В Евросоюзе в полтора-два раза снижены налоги на газомоторный транспорт. В Риме транспорт на альтернативном топливе освобожден от уплаты налогов на три года. Во Франции действует запрет на использование нефтяного топлива на муниципальных автобусах. В Швеции автотранспортные средства, работающие на ГМТ, освобождены от сборов на платных стоянках.

Газовые автомобили дороже дизельных аналогов. В мире удорожание составляет по автобусам от 10 до 25 процентов, по грузовым автомобилям и спецтехнике от 15 до 80 процентов. В России газовые автобусы дороже дизельных на 10-20 процентов, а спецтехника на 10-30 процентов.

Несмотря на более высокую стоимость, газовые автомобили окупаются быстрее дизельных аналогов и приносят больший доход. К примеру, газобаллонный самосвал КАМАЗ при равных условиях эксплуатации окупается на два месяца быстрее более дешевого дизельного аналога и приносит за восемь лет эксплуатации дохода на 1,6 млн.руб. больше.

Основные потребители ГМТ (метана) - это автомобили, работающие ежедневно, имеющие большие пробеги и большой расход топлива. Прежде всего, это автобусы, коммунальная, дорожная и строительная специальная техника.

В Санкт-Петербурге по состоянию на конец 2013 года на государственном учете состояло 1760,9 тыс. автотранспортных средств, в том числе 6,03 тыс. автобусов (0,3 процента от общего количества автотранспорта), 129 тыс. грузовых и специальных автомобилей (7,4 процента) и 1625,9 тыс. легковых автомобилей (92,3 процента от общего количества автотранспорта).

С учетом ежегодного роста автомобильного парка в Санкт-Петербурге в настоящее время назрела необходимость обеспечения его высококачественным моторным топливом с улучшенными экологическими характеристиками. В качестве такого топлива целесообразно использование природного газа (метана), в том числе КПГ.

КПГ является доступным и эффективным альтернативным видом моторного топлива. Прежде всего, это сокращение эксплуатационных затрат, снижение выбросов автотранспортными средствами вредных (загрязняющих) веществ, замещение соответствующего количества нефтяных видов моторного топлива.

В Санкт-Петербурге существуют предпосылки для развития газификации автотранспорта. Имеется сеть газопроводов высокого, среднего и низкого давления, по состоянию на 01.01.2014 на территории Санкт-Петербурга функционировали 22 автомобильные газозаправочные станции, чего недостаточно для расширения использования ГМТ в автотранспортном комплексе Санкт-Петербурга.

Следует отметить, что вариант переоборудования автобусов, а также грузовых автомобилей и специальной коммунальной техники на использование гибридного двигателя (дизель-метан) ввиду изношенности значительной части подвижного состава не рассматривается из-за больших финансовых затрат и отсутствия существенного экономического и экологического эффектов.

Для нового подвижного состава при переоборудовании существует большая вероятность отказа лизинговых компаний и заводов-изготовителей транспортных средств от исполнения гарантийных обязательств по переоборудованным машинам.

В рамках обновления изношенного подвижного состава целесообразно закупать новую технику с газовыми двигателями заводского производства.