Действующий

О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге" (с изменениями на 29 октября 2024 года)

11.2. Характеристика текущего состояния сферы Подпрограммы № 3 с указанием основных проблем и прогноз ее развития

Правительство Санкт-Петербурга уделяет большое внимание вопросам, связанным с обеспечением устойчивого экономического развития и высокого качества жизни населения. Одной из составляющих, оказывающих существенное влияние на повышение качества жизни петербуржцев, является эффективная система защиты прав потребителей, в том числе потребителей финансовых услуг.

Одним из основных приоритетов государственной политики Санкт-Петербурга в сфере развития потребительского рынка на среднесрочную и долгосрочную перспективу является создание благоприятных условий для реализации населением Санкт-Петербурга прав потребителей и повышения качества и безопасности товаров и услуг, реализуемых в Санкт-Петербурге.

В 2018 году в Санкт-Петербурге создан Координационный совет по вопросам защиты прав потребителей (далее - Координационный совет), в который вошли представители исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, общественных объединений потребителей, бизнес-сообщества.

Координационный совет является постоянно действующим консультативным и совещательным органом при Правительстве Санкт-Петербурга, образованным для координации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге, общественными объединениями потребителей в целях создания благоприятных условий для обеспечения прав потребителей, формирования единых подходов к решению задач социально-экономического развития Санкт-Петербурга с учетом прав потребителей.

В целях обеспечения доступности населению Санкт-Петербурга консультационной помощи в сфере защиты прав потребителей совместно с Управлением Роспотребнадзора и общественными объединениями потребителей ведется работа по реализации пилотного проекта по организации консультирования потребителей по вопросам защиты их прав в помещениях внутригородских муниципальных образований города федерального значения Санкт-Петербурга.

Развитие сети общественных приемных по вопросам защиты прав потребителей для оказания населению бесплатной консультационной помощи реализуется и в целях выработки согласованных комплексных подходов к решению задач, связанных с защитой прав потребителей Санкт-Петербурга, а также содействия органам местного самоуправления в Санкт-Петербурге в осуществлении ими защиты прав потребителей.

ГБУ "Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг" (далее - ГБУ "ЦККТРУ"), подведомственное КППИТ, осуществляет мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей.

Основным направлением деятельности ГБУ "ЦККТРУ" является работа с обращениями жителей по вопросам качества продукции, работ и услуг, представленных на потребительском рынке Санкт-Петербурга. На базе ГБУ "ЦККТРУ" функционирует многоканальный телефон горячей линии для оказания бесплатной информационно-консультационной поддержки гражданам по вопросам защиты прав потребителей. Специалисты ГБУ "ЦККТРУ" осуществляют бесплатные консультации по вопросам качества продукции и услуг, а также проводят лабораторные исследования пищевой продукции по письменным обращениям потребителей на безвозмездной основе.

Ежегодно специалистами ГБУ "ЦККТРУ" рассматривается около 4 тыс. обращений граждан, в аккредитованной испытательной лаборатории проводится более 11 тыс. лабораторных исследований.

За 2022 год от потребителей в ГБУ "ЦККТРУ" поступило более 4 тыс. обращений на неудовлетворительное качество продукции и услуг, из них: 0,9 тыс. обращений на продовольственные товары (23,6% от общего количества обращений) и 3,1 тыс. обращений на непродовольственные товары и услуги (76,4% от общего количества обращений). По телефону "горячей линии" специалистами ГБУ "ЦККТРУ" проконсультировано около 3,4 тыс. потребителей по вопросам защиты их прав.

По результатам лабораторных испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории 161 образец пищевых продуктов (в 2021 году - 115 образцов) не соответствовал обязательным требованиям нормативной документации и информации для потребителя, указанной в маркировке образцов.

Кроме того, проведено 215 экспертиз качества обуви и кожгалантерейных изделий. В 167 изделиях, общей стоимостью около 1,5 млн.руб., выявлены дефекты производственного характера, что обеспечило возможность возврата денежных средств потребителям.

В целях повышения эффективности правового и информационного обеспечения жителей Санкт-Петербурга в сфере защиты прав потребителей в Санкт-Петербурге функционирует Информационный портал по защите прав потребителей (www.zpp.spb.ru) как единая платформа для взаимодействия потребителей товаров и услуг, государственных органов, внутригородских муниципальных образований города федерального значения Санкт-Петербурга, общественных объединений потребителей (некоммерческих организаций).

Информационный портал по защите прав потребителей (далее - Информационный портал) создан для информирования, консультирования потребителей товаров и услуг, а также предоставления бесплатных сервисов, таких как составление претензии при помощи конструктора-помощника, проверка товара на предмет того, является ли приобретенный товар технически сложным и имеется ли возможность возврата такого товара и др.