Действующий

О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге" (с изменениями на 29 октября 2024 года)

9.2. Характеристика текущего состояния сферы Подпрограммы № 1 с указанием основных проблем и прогноз ее развития

Малый и средний бизнес в Российской Федерации в настоящее время является важнейшим способом ведения предпринимательской деятельности. По данным реестра субъектов МСП, на 10.01.2024 в Санкт-Петербурге зарегистрировано 368,4 тыс. субъектов МСП, из них 46% являются юридическими лицами и 54% - индивидуальными предпринимателями. При этом на долю микропредприятий приходится 95,2% субъектов МСП, на долю малых предприятий - 4,4% субъектов МСП и на долю средних предприятий - 0,4%.

За 2023 год количество субъектов МСП в Санкт-Петербурге, сведения о которых содержатся в реестре субъектов МСП, увеличилось на 2,9% (в целом по Российской Федерации увеличение составило 6%).

По результатам 2023 года наблюдается положительная динамика в изменении количества вновь созданных субъектов МСП, включая индивидуальных предпринимателей, из 368,4 тыс. субъектов МСП 15,0% являются вновь созданными субъектами. Данная группа насчитывает 55,3 тыс. единиц, что на 0,9 тыс. единиц (1,53%) больше аналогичного показателя по результатам 2022 года.

По данным Федеральной налоговой службы, по итогам 2023 года субъекты МСП (включая микропредприятия) обеспечили рабочие места для 1799,79 тыс. человек, что на 2,6% больше аналогичного показателя по итогам 2022 года.

По данным Федеральной налоговой службы, субъектами МСП, применяющими специальные налоговые режимы, на 01.01.2024 уплачено в консолидированный бюджет Санкт-Петербурга 72,6 млрд.руб.

В отраслевой структуре субъектов МСП преобладают предприятия оптовой торговли (кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами) - 12,36% от общего количества субъектов МСП.

Развитие МСП, а также самозанятости в Санкт-Петербурге является одним из основных приоритетов развития экономики Санкт-Петербурга. Важнейшее из направлений государственной политики в сфере МСП на современном этапе - вывод на новый качественный уровень мер и инструментов поддержки малых и средних предприятий.

В рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", а также мероприятий, направленных на выполнение показателей, установленных в Указе Президента РФ № 204, в Санкт-Петербурге утверждены следующие региональные проекты:

"Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства";

"Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса";

"Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами".

Необходимым условием для развития МСП является развитие конкурентной среды. На товарных рынках Санкт-Петербурга необходимо создать стимулы и условия для развития, поддержки и защиты субъектов МСП, повышения уровня конкурентоспособности их продукции, а также обеспечить содействие устранению административных барьеров. С этой целью в Санкт-Петербурге предусматривается внедрение стандарта развития конкуренции, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2019 № 768-р. Определены 38 товарных рынков Санкт-Петербурга для содействия развитию конкуренции. Переход к рыночным механизмам обеспечит повышение удовлетворенности потребителей за счет расширения ассортимента товаров, работ, услуг, повышения их качества и снижения цен.

Эффективная реализация Подпрограммы № 1 невозможна без проведения оценки регулирующего воздействия проектов законов Санкт-Петербурга, разрабатываемых исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, проектов нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, проведения экспертизы законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Оценка регулирующего воздействия проектов законов Санкт-Петербурга, разрабатываемых исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, проектов нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, экспертиза законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, является важным инструментом по противодействию созданию новых административных барьеров для предпринимателей и снижению старых, созданию благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, по продвижению принципов прозрачности процедур разработки и принятия нормативных правовых актов.