Действующий

О государственной программе Санкт-Петербурга "Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге" (с изменениями на 24 июля 2024 года)

10.2. Характеристика текущего состояния сферы модернизации и развития социального обслуживания населения с указанием основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

Государственная социальная политика Санкт-Петербурга и его социальное развитие строятся на основании сложившейся социально-демографической ситуации.

Санкт-Петербург - крупный мегаполис в Российской Федерации. По данным Росстата, по состоянию на 01.01.2023 в Санкт-Петербурге проживали 5600,0 тыс. человек, из них 1430,7 тыс. граждан пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), 983,7 тыс. детей. По состоянию на 01.01.2023 в Санкт-Петербурге проживали 515,1 тыс. инвалидов, в том числе 23,2 тыс. детей-инвалидов.

Доля лиц старше трудоспособного возраста в составе населения Санкт-Петербурга постоянно увеличивается. По прогнозным расчетам Росстата (средний вариант прогноза), в 2026 г. численность граждан пожилого возраста возрастет до 1606,7 тыс. человек и составит в общей численности населения Санкт-Петербурга 27,9 %.

Санкт-Петербург относится к городам "демографической старости". Проблема помощи гражданам пожилого возраста, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию, является одной из насущных проблем социального обслуживания населения Санкт-Петербурга.

С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 442), регламентирующий деятельность по предоставлению социальных услуг населению.

Внедрение в деятельность социальных служб Санкт-Петербурга положений Федерального закона № 442 стало одной из приоритетных задач КСП и АР.

В целях реализации Федерального закона № 442 в 2014-2016 годах принято 56 нормативных правовых актов Санкт-Петербурга.

КСП и АР на постоянной основе проводится информационно-разъяснительная работа среди граждан - получателей социальных услуг, работников органов (организаций) сферы социального обслуживания, общественных организаций по вопросам реализации положений Федерального закона № 442.

В Санкт-Петербурге действует двухуровневая (городской и районный уровни) система государственных учреждений социального обслуживания населения в зависимости от выполняемых функций. По формам обслуживания они делятся на стационарные и полустационарные.

Содержание государственных учреждений социального обслуживания населения осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.

КСП ежегодно проводится мониторинг структуры сети государственных учреждений социального обслуживания населения, по результатам которого осуществляется реструктуризация сети государственных учреждений социального обслуживания населения, направленная на повышение доступности и качества социального обслуживания для жителей Санкт-Петербурга и включающая:

развитие сети государственных учреждений социального обслуживания населения, которое осуществляется путем создания новых учреждений либо реорганизации действующих;

оптимизацию структуры и штатной численности действующих государственных учреждений социального обслуживания населения, которая осуществляется путем закрытия, перепрофилирования или объединения отделений, в первую очередь оказывающих социальные услуги в полустационарной форме и форме социального обслуживания на дому.

С 01.01.2015 в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2013 № 1103 "О переименовании, изменении целей и предмета деятельности Санкт-Петербургских государственных бюджетных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" 16 образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы из отрасли образования в отрасль социальной защиты населения.