Учитывая отсутствие кольцевой линии метрополитена, транспортную загруженность центральных районов и развитое автомобильное движение, необходимо акцентировать внимание на перераспределении транспортных потоков на трамваи и троллейбусы, а также организацию приоритетного движения городского пассажирского транспорта (выделенные полосы, обособленные трамвайные линии).
Городской наземный электрический транспорт (далее - городской электротранспорт) включает в себя технологии электротяги и рельсового пути, которые являются надежными и экологичными и при высоком пассажиропотоке позволяют снизить себестоимость перевозок и повысить привлекательность городского пассажирского транспорта в целом. В настоящее время система городского электротранспорта дополняет систему внеуличного скоростного транспорта, обеспечивая потребность в транспортном обслуживании населения Санкт-Петербурга.
Общая протяженность путей городского электротранспорта составляет 537,3 км, из которых 156 км требуют ремонта. Протяженность обособленных путей составляет 220 км (37,2 процента от общего километража).
В целях снижения загрузки УДС, сокращения транспортных задержек, дорожно-транспортной аварийности, загрязнения окружающей среды необходимо переключение перевозок населения с личного автотранспорта на пассажирский транспорт общего пользования, важнейшим структурным элементом которого является городской электротранспорт. Такое переключение может быть достигнуто при обеспечении высокого качества предоставления услуг городского электротранспорта, сопоставимого с качеством, обеспечиваемым при использовании личного автомобиля.
Достижению высокого качества предоставления указанных услуг препятствуют следующие проблемы:
высокий уровень износа подвижного состава. Парк трамвайных вагонов нуждается в интенсивном обновлении за счет закупки современного подвижного состава. Модернизация вагонов устаревших конструкций, выполняемая силами ГУП "Горэлектротранс", позволяет поддерживать заданный уровень транспортной работы, но недостаточно обеспечивает повышение доступности и комфортности перевозок;
высокий уровень износа контактно-кабельной сети. Протяженность контактно-кабельной сети со сверхнормативным сроком эксплуатации составляет более 1100 км контактного провода (36 процентов протяженности всей сети). В соответствии с нормативными сроками эксплуатации контактной сети трамвая (10 лет) и троллейбуса (10 лет) ежегодно требуется реконструкция не менее 55,6 км контактной сети трамвая и 68 км контактной сети троллейбуса. В соответствии с нормативным сроком эксплуатации кабельной сети (26 лет) ежегодно требуется реконструкция не менее 44,5 км кабельной сети;
высокий уровень износа тяговых подстанций. Основная часть оборудования тяговых подстанций имеет срок работы от 25 до 50 лет, значительно превышающий нормативный срок эксплуатации. Значительная часть оборудования работает в полуаварийном режиме. Замена оборудования тяговых подстанций более современным позволяет уменьшить расход электроэнергии, сократить затраты на обслуживание оборудования, повысить пожаробезопасность и надежность эксплуатации оборудования.
неудовлетворительное состояние трамвайных и троллейбусных парков. Существующие парки городского электротранспорта требуют реконструкции и модернизации для использования современного подвижного состава. Для обеспечения транспортного обслуживания населения в зонах активного развития жилищного строительства Санкт-Петербурга необходимо строительство новых парков городского электротранспорта.
По состоянию на 01.01.2024 ГУП "Горэлектротранс" обслуживает 38 трамвайных и 46 троллейбусных маршрутов. Протяженность маршрутной сети трамвая составляет 445,9 км, протяженность маршрутной сети троллейбуса - 565,8 км.
Суточный выпуск подвижного состава в рабочие дни на социальные маршруты городского электрического транспорта в 2023 году составлял: трамваев - 487 ед. подвижного состава, троллейбусов - 541 ед. подвижного состава.
Транспортная работа ГУП "Горэлектротранс" в 2023 году составила 68,2 млн. км.
По состоянию на 01.01.2024 25 трамвайных и 18 троллейбусных маршрутов имеют интервал движения менее 10 минут в пиковые часы суток.
Средняя эксплуатационная скорость, по данным 2023 года, составляет: для трамвая - 13,8 км/час, для троллейбуса - 13,82 км/час.