Действующий

О Программе "Региональная программа повышения эффективности управления государственными финансами Санкт-Петербурга на период до 2018 года"

7. Повышение эффективности предоставления и использования межбюджетных трансфертов

Межбюджетные трансферты из бюджета Санкт-Петербурга составляют около 25% общего объема доходов местных бюджетов. Для повышения эффективности их использования необходимы взаимоувязанные действия в двух направлениях: создание устойчивых предпосылок и стимулов к повышению эффективности расходов местных бюджетов и совершенствование структуры и порядка (методик распределения) предоставления межбюджетных трансфертов.

В рамках первого направления базовой предпосылкой является четкое и стабильное разграничение расходных обязательств и доходных источников между Санкт-Петербургом и внутригородскими муниципальными образованиями Санкт-Петербурга, обеспечивающее достаточную степень их финансовой самостоятельности в рамках единых принципов управления финансами и возможности реализации единой финансовой политики.

В этой связи необходимо:

пересмотреть перечень и формулировки вопросов местного значения;

переданные органам местного самоуправления в Санкт-Петербурге отдельные государственные полномочия Санкт-Петербурга по возможности перевести в разряд вопросов местного значения;

в случае, если вопросы компетенции органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге не могут быть урегулированы непосредственно в законе Санкт-Петербурга, закрепить регулирование этих вопросов за Правительством Санкт-Петербурга;

разделить в законе Санкт-Петербурга вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге по их решению.

Наряду с созданием общих условий для повышения бюджетной самостоятельности и ответственности органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге необходимо рамочное регулирование и методологическое содействие организации бюджетного процесса на местном уровне, в том числе:

формирование и утверждение решений о бюджетах муниципальных образований на трехлетний период, обеспечивающих возможность и обязательства по планированию и реализации среднесрочных проектов и программ;

соответствие требованиям к прозрачности бюджетного процесса включая конкретные сроки, состав и условия публикации необходимых сведений о формировании, рассмотрении и исполнении местных бюджетов, а также управлении муниципальными активами;

формирование системы оказания муниципальных услуг на основе муниципальных заданий;

обеспечение стабильных условий формирования доходов местных бюджетов за счет повышения доли межбюджетных трансфертов, имеющих нецелевое назначение, из бюджета Санкт-Петербурга, распределяемых на трехлетний период.

Для создания устойчивых предпосылок и стимулов к повышению эффективности расходов местных бюджетов необходимо обеспечить проведение мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом во внутригородских муниципальных образованиях Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями приказа Министерства финансов Российской Федерации от 03.12.2010 N 552 "О порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами".

Контроль за соблюдением органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, мониторинг соблюдения муниципальными образованиями требований бюджетного законодательства должны стимулировать внутригородские муниципальные образования Санкт-Петербурга к повышению качества финансового менеджмента.

Для реализации второго направления необходимо, прежде всего, скорректировать подходы к формированию, распределению и структуре межбюджетных трансфертов местным бюджетам.

Сложившаяся практика предоставления субсидий местным бюджетам не обеспечивает предсказуемости и объективности их распределения и снижает бюджетную ответственность и мотивацию органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге.

Для преодоления ситуации следует реализовать следующий комплекс мер по развитию методологии формирования и использования субсидий на основе оценки их эффективности, необходимости и достаточности:

сделать субсидирование внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга одним из инструментов выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований Санкт-Петербурга по реализации ими их отдельных расходных обязательств;

утверждать на срок не менее трех лет перечень расходных обязательств внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге по вопросам местного значения, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из бюджета Санкт-Петербурга;

целевые показатели результативности предоставления субсидий местным бюджетам из бюджета Санкт-Петербурга и их значения.

Кроме того, должна быть сформирована единая методологическая база формирования общего объема субсидий и подходов к их распределению.

В среднесрочной перспективе следует сократить количество субвенций, предоставляемых бюджетам внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга на финансовое обеспечение переданных им отдельных государственных полномочий Санкт-Петербурга. Часть указанных полномочий должна быть закреплена за внутригородскими муниципальными образованиями Санкт-Петербурга в качестве вопросов местного значения.

Основным инструментом межбюджетного регулирования в Санкт-Петербурге будут оставаться дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга.