Действующий

О государственной программе Санкт-Петербурга "Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге" (с изменениями на 26 сентября 2024 года)

10.2. Характеристика текущего состояния сферы подпрограммы 3 с указанием основных проблем и прогноз ее развития

Регулирование миграции населения ввиду ее массовости и неоднозначности для жизненно важных интересов Российской Федерации - одна из актуальных и сложных задач.

В формировании населения Санкт-Петербурга одной из самых важных составляющих является миграционное движение населения. Прирост населения за счет миграции является объективной необходимостью демографического развития Санкт-Петербурга и притока рабочей силы в различные секторы экономики.

Основным источником пополнения населения Санкт-Петербурга за счет миграции в современных условиях являются другие регионы Российской Федерации.

В 2022 году миграционный прирост составил 6028 человек и только частично компенсировал естественную убыль населения. Общие итоги миграции населения в Санкт-Петербурге в 2020-2022 годах приведены в таблице 1 раздела 10.2 государственной программы.

По способу реализации миграция населения делится на организованную, осуществляемую при участии государства и с его помощью, и неорганизованную (индивидуальную, самодеятельную), которая осуществляется силами и средствами самих мигрантов. В настоящее время на федеральном уровне нет единых механизмов регулирования внутренней миграции, она носит в основном неорганизованный характер, что, в свою очередь, приводит к недостатку трудовых ресурсов в одних регионах и высокому уровню безработицы в других.

Санкт-Петербург традиционно относится к трудонедостаточным регионам, однако отсутствие четкой системы мероприятий по привлечению для работы в Санкт-Петербург российских граждан, проживающих в других субъектах Российской Федерации, приводит к увеличению численности привлекаемых иностранных работников.

Обеспечивая приток рабочей силы в важные секторы экономики (строительство, транспорт, коммунальное хозяйство, промышленность и др.), внешняя миграция несет с собой также ряд реальных угроз в сферах экономической, общественной и санитарно-эпидемиологической безопасности.

Основной приток иностранных граждан происходит из Республики Узбекистан, Республики Таджикистан и Киргизской Республики. При этом многие прибывающие из этих стран работники имеют низкий уровень профессиональной подготовки (или отсутствие таковой) и не владеют в достаточной степени русским языком.

Общая потребность Санкт-Петербурга в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, с учетом проведенных корректировок составляла, в 2020 году - 2912 разрешения на работу, в 2021 году - 2672, в 2022 году - 2962.

В 2023 году в связи осложнением политической обстановки, введенными антироссийскими санкциями, общая потребность в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию из дружественных стран в порядке, требующем получения визы, составила 2971 разрешение.

Привлечение мигрантов должно происходить в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития Санкт-Петербурга, а также с учетом необходимости социальной адаптации и интеграции мигрантов. Миграционные ресурсы следует направлять в те отрасли экономики, где они действительно нужны, и таким образом контролировать ситуацию.

Для подготовки взвешенных решений и принятия эффективных мер по разрешению проблем, связанных с миграционными процессами, необходима адекватная оценка происходящих в Санкт-Петербурге процессов, связанных с трудовой миграцией. Проведение мониторингов миграционной ситуации позволит оценить реальную ситуацию в Санкт-Петербурге и выработать необходимые предложения по решению возникающих проблем.

В 2020 году в связи с распространением коронавирусной инфекции и введением ограничительных мер как Российской Федерацией, так и странами исхода трудовых мигрантов произошел массовый отток иностранных работников. В 2021-2023 годах в связи со снятием временных ограничений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, проведением мероприятий по борьбе с распространением коронавирусной инфекции, проведением вакцинации населения, в том числе иностранных граждан, количество иностранной рабочей силы в Санкт-Петербурге увеличилось.

По информации ГУ МВД, численность иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Санкт-Петербурга, в 2022 году составила 205 тыс. человек, в 2023 году - 211,2 тыс. человек. Наибольшее количество мигрантов являются гражданами Республики Узбекистан (более 46 процентов), Республики Таджикистан (более 22 процентов) и Кыргызской республики (8 процентов). Иностранная рабочая сила сосредоточена преимущественно в сфере строительства, административной деятельности, в обрабатывающих производствах, торговле. Значительная часть иностранных работников (46 процентов) - это неквалифицированные рабочие.