В современном очень быстро развивающемся мире человек не может единожды получив профессию быть востребованным на рынке труда в течение трудовой занятости. Один из основных трендов, позволяющих сохранять профессиональную мобильность, - обучение в течение всей жизни в целях соответствия новым запросам рынка труда и профессиональным потребностям работодателей.
Необходимость постоянного развития в профессиональном мире требует навыков профессионального самоопределения. Особое значение профориентационная работа приобретает для молодых людей, проходящих стадию взросления. Именно молодому человеку предстоит сделать профессиональный выбор, который обеспечит дальнейшее развитие. Профессиональная ориентация предполагает формирование осознанного отношения к выбору профессии, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей. Отсутствие ориентиров, основанных на знании перспективных направлений развития экономики и рынка труда Санкт-Петербурга, для выбора профессионального пути и дальнейшего построения карьеры влечет за собой дисбаланс на рынке труда, дефицит кадров в одних отраслях экономики и переизбыток в других.
Сложность управления профориентационной системой заключается в одновременном соответствии требованиям рынка: с одной стороны, государству необходим качественно подобранный квалифицированный персонал, с другой - необходимо соблюдение баланса между потребностями и желаниями молодежи, в связи с чем возникают проблемы в системе профориентации.
В Указе Президента РФ № 204 поставлена задача построения эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся. Таким образом, возникает необходимость формирования у молодежи навыков самостоятельного и осознанного профессионального выбора, выбора профессиональной траектории.
Самостоятельный и ответственный профессиональный выбор - одно из важных звеньев в подготовке кадров для новой экономики. Выпускник образовательной организации, у которого сформирован необходимый набор компетенций профессионального самоопределения, готов к профессиональной мобильности в динамично меняющихся экономических условиях.
Таким образом, профессиональная ориентация молодежи заключается в совместной работе школьников, учителей, родителей, абитуриентов, преподавателей, государственных учреждений, включая Службу занятости, общественные организации и предприятия. Модель профориентационной работы в регионе должна носить системный характер и обеспечивать условия для профессионального самоопределения личности с учетом кадровых потребностей экономики региона.
Как показывают исследования, серьезно профессиональной ориентацией учащихся родители и школа начинают заниматься только с 9 класса, и, как правило, около 45 процентов выпускников 9 классов и около 25 процентов выпускников 11 классов не могут сделать самостоятельный осознанный профессиональный выбор. Позднее начало профориентации приводит к неэффективному распределению ресурсов: вместо индивидуальной работы с теми, кто не определился с профессией, профориентационные мероприятия направлены на учащихся, которые уже выбрали профессиональный маршрут.
Еще одним фактором, негативно влияющим на профессиональное самоопределение молодежи, является отсутствие интегрированной системы, в которую будут вовлечены все субъекты образования и рынка труда: ИОГВ, образовательные организации, работодатели. Отдельные мероприятия подпрограммы 2 направлены на развитие межведомственного взаимодействия всех заинтересованных субъектов, реализующих профориентационную деятельность.
По результатам проведенного исследования ключевыми участниками процесса профессионального самоопределения подростков являются родители (73 процента опрошенных), которые не всегда осведомлены о последних тенденциях рынка труда, о профориентационной деятельности образовательных организаций и специализированных центров и следовательно не могут в полной мере использовать все ресурсы, чтобы помочь ребенку сделать правильный выбор.
Одним из основополагающих моментов при профессиональном самоопределении является учет ситуации на рынке труда.
В январе 2024 года, как и в аналогичном периоде 2023 года, среди служащих, попавших в десятку дефицитных специалистов, наиболее востребованными остаются программисты, инженеры различных специальностей, врачи, технологи. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рейтинг программистов в десятке дефицитных специалистов увеличился, рейтинг инженеров, врачей и технологов снизился, позиция инженеров-конструкторов в рейтинге сохранилась на уровне прошлого года. В январе 2024 года в рейтинге дефицитных специалистов появились новые должности служащих: прорабы, мастера, электрики участка, менеджеры и инженеры-электроники. В январе 2024 года, как и в аналогичном периоде прошлого года, среди специалистов рабочих специальностей, попавших в десятку дефицитных, наиболее востребованными остаются токари, трактористы и водители автомобиля. По сравнению с аналогичным периодом 2023 года рейтинг токарей и трактористов в десятке дефицитных специалистов увеличился, рейтинг водителей автомобиля снизился. В январе 2024 года в рейтинге дефицитных специалистов появились новые профессии рабочих: наладчики и операторы станков с программным управлением, фрезеровщики, электрогазосварщики, монтажники наружных трубопроводов, слесари по ремонту агрегатов и арматурщиков.
В соответствии с данными Росстата, представленными в таблице 1 раздела 9.2 государственной программы, доля граждан, поступивших по инженерно-техническим специальностям в образовательные организации высшего образования, в 2023 году составила 42,2 процента, а доля граждан, поступивших в профессиональные образовательные организации по техническим специальностям и направлениям подготовки, в 2023 году составила 44,9 процента.