Действующий

О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие образования в Санкт-Петербурге" (с изменениями на 21 июня 2024 года)

14.2. Характеристика текущего состояния сферы подпрограммы 6 с указанием основных проблем и прогноз ее развития

Развитие российского образования в настоящее время характеризуется существенными изменениями в педагогической теории и практике образовательного процесса. Происходит смена образовательных парадигм: предлагаются новые правовые нормы, содержание обучения и подходы к организации деятельности образовательных организаций.

Новый этап развития требует комплексной оценки образовательных результатов и эффектов. В систему оценки качества вовлечены ДОО, ОО, УДОД и ПОО. При этом возрастает роль независимой системы оценки качества образования, которая комплексно оценивает результаты, процесс и условия обучения. Развитие форм государственно-общественного управления, сотрудничество семьи и школы, активное взаимодействие с представителями внеобразовательных сфер, доступность информации о деятельности образовательных организаций - неотъемлемые составляющие современной системы образования.

В Санкт-Петербурге успешно работает сеть центров методической поддержки педагогов и образовательных организаций, включающая 18 информационно-методических центров администраций районов Санкт-Петербурга, государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургскую академию постдипломного педагогического образования имени К.Д.Ушинского (далее - АППО) и государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий", функционируют более 60 городских методических объединений, деятельность которых направлена на адресную методическую помощь педагогам. Представители методического актива привлекаются к оказанию адресной помощи и тьюторской (наставнической) поддержке педагогических работников, к сопровождению слушателей программ повышения квалификации, к разработке и сопровождению индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников, к проведению практических модулей в рамках программ повышения квалификации, в том числе в форме стажировки, к организации образовательных мероприятий, направленных на профессиональное развитие педагогов. Организует и координирует эту работу центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, созданный на базе АППО (далее - ЦНППМ).

В 2023 году ЦНППМ разработана и внедрена информационно-аналитическая система "Конструктор индивидуальной траектории профессионального роста", направленная на выявление точечных профессиональных дефицитов педагогических работников и построение индивидуального образовательного маршрута профессионального развития педагога. В системе "Конструктор" прошли диагностику более 37000 педагогических работников и более 400 руководителей образовательных организаций.

Руководящим и педагогическим работникам государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга предоставлена возможность пройти повышение квалификации и по персонифицированной модели. К ее реализации привлечены более 20 образовательных организаций, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности. Программы повышения квалификации разделены на две группы (для педагогических работников и для управленческих кадров), при их разработке используется дефицитарный подход - акцент сделан на ликвидации конкретных профессиональных дефицитов, актуальных для педагогов (предметные, методические, психолого-педагогические, в области информационно-коммуникационных технологий) и управленцев (психолого-педагогические, организационно-управленческие, в области информационно-коммуникационных технологий). По персонифицированной модели повышения квалификации ежегодно обучаются порядка 3000 человек.

В 2020 году Комитетом по образованию создано Санкт-Петербургское государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение "Центр опережающей профессиональной подготовки Санкт-Петербурга" (далее - ЦОПП), в задачи которого входит:

реализация дополнительных образовательных программ, в том числе программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а также основных программ профессионального обучения,

мониторинг, анализ актуальной ситуации и динамики изменений на рынке труда Санкт-Петербурга,

реализация комплекса мер по профессиональной ориентации лиц, обучающихся в ООО, и взрослых,

организация работы по содействию в трудоустройстве граждан.

В период с 01.06.2020 по 31.12.2023 деятельностью ЦОПП охвачено 202452 человека, в том числе в 2023 году - 133654 человека.

Признанным и эффективным средством развития системы образования является инновационная деятельность. В Санкт-Петербурге она организуется в форматах региональных инновационных площадок, конкурсов инновационной направленности и специализированных всероссийских и международных мероприятий. Доля образовательных организаций, включенных в инновационные практики в различных форматах, составляет около 30 процентов. В процессе работы организаций в статусе инновационных площадок создаются продукты (системы, технологии, методики и др.). В Санкт-Петербурге созданы условия для поддержки разработки и внедрения инноваций: в образовательной организации, работающей в инновационном режиме, вводятся дополнительные ставки, организованы экспертные процедуры. Продукты инновационной деятельности проходят общественно-профессиональную экспертизу и предъявляются педагогической общественности.

Поддержка инновационной деятельности образовательных организаций и информационная открытость отрасли "Образование" являются условием успешного решения задач государственной программы.

Одно из значимых условий развития системы образования Санкт-Петербурга - информационная открытость, которая обеспечивает прозрачность работы образовательных организаций и системы образования в целом. Главными элементами системы информационной открытости петербургской школы являются ежегодные Петербургский международный образовательный форум и Городской педагогический совет.