Действующий

О государственной программе Санкт-Петербурга "Создание условий для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге" (с изменениями на 6 августа 2024 года)

13.2. Характеристика текущего состоянии сферы миграционной политики в Санкт-Петербурге с указанием основных проблем и прогноз ее развития

Санкт-Петербург всегда был и остается городом, в котором соединились культура, искусство и традиции людей многих национальностей, принадлежащих к разным народам и этническим группам, отличающихся друг от друга своим темпераментом, нравами, обычаями, религиозными предпочтениями. Основной проблемой в поддержании гражданского мира и общественного согласия в Санкт-Петербурге в последние годы остаются межнациональные отношения, которые обостряются в условиях активных миграционных процессов.

Миграционные процессы играют значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии Санкт-Петербурга. Миграционная привлекательность Санкт-Петербурга по сравнению с другими регионами Российской Федерации, принимающими мигрантов, является одной из самых высоких.

Санкт-Петербург традиционно относится к трудонедостаточным регионам. При достаточно высоком уровне занятости населения Санкт-Петербурга полностью покрыть дефицит рабочей силы без привлечения иностранной рабочей силы затруднительно.

В 2022-2023 гг. отмечен прирост международной миграции в Санкт-Петербурге, обеспеченный за счет прибытия граждан из стран СНГ. Традиционно недостаток рабочей силы в экономике Санкт-Петербурга компенсируется за счет постепенного увеличения плотности миграционного потока из стран СНГ.

Трудовая миграция, с одной стороны, обеспечивает увеличение численности населения Санкт-Петербурга, с другой стороны, обостряет угрозу проникновения из других государств радикальных религиозных течений, проповедующих их исключительность и насильственные методы распространения, создает предпосылки к повышению социальной напряженности в связи со сложностями социализации мигрантов, прибывающих из азиатских стран СНГ (Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Кыргызстан). Прибывающие из этих стран работники имеют низкий уровень профессиональной подготовки (или отсутствие таковой) и не владеют в достаточной степени русским языком.

Проводимая в Санкт-Петербурге миграционная политика направлена на осуществление мер по социальной и культурной адаптации мигрантов, их интеграции в общество, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечение межнационального и межконфессионального согласия, обеспечение взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города федерального значения Санкт-Петербурга с общественными объединениями, институтами гражданского общества, в том числе некоммерческими организациями, способствующими социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов.

Важной составляющей в реализации миграционной политики являются мероприятия, способствующие развитию речевого взаимодействия и межкультурному общению в целях повышения доверия между гражданами и искоренения национальной и расовой нетерпимости.

Основной блок мероприятий, проводимых КМОРМП, включает в себя информирование трудовых мигрантов и членов их семей по вопросам в сфере миграционного законодательства, адаптации и интеграции, соблюдения прав иностранных граждан, профилактики ксенофобии и экстремизма. Поскольку основными странами исхода трудовых мигрантов, прибывающих в Санкт-Петербург, являются государства Центральной Азии, относящиеся к регионам с повышенной террористической активностью, сохраняется угроза использования каналов миграции для проникновения в Санкт-Петербург членов незаконных террористических организаций В сложившихся условиях активизирована деятельность, направленная на противодействие распространению идеологии терроризма среди иностранных граждан - трудовых мигрантов. Информирование осуществляется путем распространения печатной продукции (листовки, брошюры, в том числе на иностранных языках). Ежегодно более 10 тыс. экземпляров печатной продукции на узбекском, таджикском, киргизском и русском языках распространяется в местах массового пребывания иностранных граждан. В библиотеках Санкт-Петербурга, организованы информационные зоны "Уголок мигранта". Во внутригородских муниципальных образованиях города федерального значения Санкт-Петербурга информация для мигрантов размещена на уличных стендах и в помещениях органов местного самоуправления.

Ежегодно КМОРМП предоставляются субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию мероприятий, направленных на бытовую, языковую и социокультурную адаптацию мигрантов, профилактику экстремизма, укрепление межнационального согласия и гражданского единства.

Деятельность по социокультурной адаптации и интеграции мигрантов в Санкт-Петербурге является одним из приоритетных направлений в работе подведомственного КМОРМП ГКУ "Санкт-Петербургский Дом национальностей" и включает в себя организацию информационно-культурных, информационно-просветительских мероприятий, в том числе для трудовых мигрантов и членов их семей.

Целью Подпрограммы 5 является создание условий для социальной, языковой и культурной адаптации мигрантов, направленных на снижение связанных с миграцией социальных рисков.

Задачами Подпрограммы 5 являются:

развитие программ социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Санкт-Петербурге и их интеграции в общество;

противодействие распространению идеологии терроризма среди иностранных граждан;