Приложение 7
к Программе развития здравоохранения
Санкт-Петербурга до 2020 года
Подпрограмма 7. Кадровое обеспечение системы здравоохранения
Паспорт Подпрограммы
| |
Ответственный исполнитель Подпрограммы: | Комитет по здравоохранению |
Цели Подпрограммы: | Обеспечение системы здравоохранения Санкт-Петербурга квалифицированными кадрами |
Задачи Подпрограммы: | Снижения оттока кадров из государственной и муниципальной систем здравоохранения. Обеспечения притока в учреждения здравоохранения врачей и среднего медицинского персонала. Устранения дисбаланса в распределении медицинских кадров в трехуровневой системе оказания медицинской помощи (за счет планирования подготовки и трудоустройства медицинских работников с использованием современных технологий кадрового менеджмента, эффективных мотивационных механизмов, позволяющих обеспечить медицинские учреждения квалифицированными кадрами, способными улучшить качество оказания медицинской помощи населению). Создания позитивного образа медицинского и фармацевтического работника в общественном сознании (за счет повышения престижа профессии медицинского работника). Развития мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников (решение социальных вопросов медицинских работников, увеличение заработной платы на основе приведения оплаты труда в соответствие с объемами, сложностью и эффективностью оказания медицинской помощи). Формирования единых подходов к определению уровня квалификации и набора компетенций медицинских и фармацевтических работников, необходимых для занятия профессиональной деятельностью. Переход медицинских и фармацевтических организаций на "эффективный контракт". |
Целевые индикаторы и показатели Подпрограммы: | Обеспеченность населения Санкт-Петербурга врачами на 10 тыс. населения. Соотношение врачей и средних медицинских работников. Количество подготовленных специалистов по программам дополнительного медицинского и фармацевтического образования в государственных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования. Количество подготовленных специалистов по программам послевузовского медицинского и фармацевтического образования в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Количество подготовленных специалистов по программам дополнительного медицинского и фармацевтического образования в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. |
| Количество подготовленных специалистов по программам дополнительного медицинского и фармацевтического образования в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Количество созданных экспериментальных операционных с использованием животных. Количество обучающихся, прошедших подготовку в обучающих симуляционных центрах. Доля медицинских и фармацевтических специалистов, обучавшихся в рамках целевой подготовки для нужд Санкт-Петербурга, трудоустроившихся после завершения обучения в медицинские или фармацевтические организации системы здравоохранения Санкт-Петербурга. Доля аккредитованных специалистов |
Этапы и сроки реализации Подпрограммы: | Подпрограмма реализуется в два этапа: - первый этап - 2013-2015 гг. - второй этап - 2016-2020 гг. |
Объемы бюджетных ассигнований Подпрограммы | Всего 8201740,50 тыс.руб., из них: 2013 год - 886311,9 тыс.руб. 2014 год - 973090,9 тыс.руб. 2015 год - 961437,4 тыс.руб. 2016 год - 974027,8 тыс.руб. 2017 год - 1039973,5 тыс.руб. 2018 год - 1084281,2 тыс.руб. 2019 год - 1122231,0 тыс.руб. 2020 год - 1160386,8 тыс.руб. Финансирование данной подпрограммы осуществляется за счет средств консолидированного бюджета Санкт-Петербурга |
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы: | Обеспеченность населения Санкт-Петербурга врачами на 10 тыс. населения в 2015 году - 45,5, в 2020 году - 50,5. Соотношение врачей и средних медицинских работников в 2015 году - 1:1,7, в 2020 году - 1:2,0. Количество подготовленных специалистов по программам дополнительного медицинского и фармацевтического образования в государственных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования в 2015 году - 16432 чел., в 2020 году - 19366 чел. Количество подготовленных специалистов по программам послевузовского медицинского и фармацевтического образования в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования в 2015 году - 124 чел., в 2020 году - 140 чел. Количество подготовленных специалистов по программам дополнительного медицинского и фармацевтического образования в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования в 2015 году - 7101 чел., в 2020 году - 8535 чел. Количество подготовленных специалистов по программам дополнительного медицинского и фармацевтического образования в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования в 2015 году - 9207 чел., в 2020 году - 10691 чел. Количество созданных экспериментальных операционных с использованием животных до 2020 года - 2. Количество обучающихся, прошедших подготовку в обучающих симуляционных центрах в 2016 году - 500 чел., в 2020 году - 1000 чел. Доля медицинских и фармацевтических специалистов, обучавшихся в рамках целевой подготовки для нужд Санкт-Петербурга, трудоустроившихся после завершения обучения в медицинские или фармацевтические организации системы здравоохранения Санкт-Петербурга в 2015 году - 95,0%, в 2020 году - 100,0%. Доля аккредитованных специалистов до 2020 года - 80%. Переход медицинских и фармацевтических организаций на "эффективный контракт" до 2015 года - 100%. Приведение численности и структуры медицинских кадров в соответствие с объемами деятельности персонала и перспективными задачами, устранение дублирования функций, перераспределение функций между различными профессиональными группами (врачи и сестринский персонал, медицинские сестры и младшие медицинские сестры). Повышение профессионального уровня работников здравоохранения на основе дальнейшего развития системы непрерывного образования медицинских и фармацевтических работников. Совершенствование условий труда и его оплаты, приведение системы оплаты труда в соответствие со сложностью, количеством и качеством оказания медицинской помощи, модернизация рабочих мест, повышение технической оснащенности труда медицинских работников. Разработка комплекса мероприятий, направленных на повышение статуса врача и среднего медицинского персонала, на осознание медицинским работником потенциала профессии и ее перспектив, значимости для общества. Подготовка специалистов в сфере управления здравоохранением. Мониторинг кадрового состава здравоохранения Санкт-Петербурга. Формирование и расширение системы материальных и моральных стимулов медицинских работников (решение социально-бытовых вопросов, содействие профессиональному росту через переподготовку, обучение в интернатуре и ординатуре). Проведение конкурсов профессионального мастерства "Лучший врач года" и "Лучший медицинский работник года со средним профессиональным образованием". Разработка комплекса мероприятий для подготовки специалистов со средним медицинским образованием согласно государственным приоритетам. Совершенствование целевой формы подготовки кадров, предусматривающей заключение трехстороннего договора между обучающимся, образовательным учреждением и работодателем с предоставлением студентам и молодым специалистам определенных социальных гарантий. Создание учебно-клинических комплексов, объединяющих образовательные учреждения (колледж или техникум) и клинические базы. Оптимизация правовых и экономических взаимоотношений между медицинскими образовательными учреждениями и лечебно-профилактическими учреждениями в рамках создания единой клинической базы. Направление на целевое обучение в интернатуру и ординатуру. Развитие государственных программ международного обмена в рамках профессионального совершенствования медицинских работников. Поддержка перекрестных стажировок студентов и специалистов в ведущих клиниках мира и иностранных учащихся в ведущих клиниках Санкт-Петербурга. |
Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем в сфере кадрового потенциала здравоохранения Санкт-Петербурга и обоснование необходимости ее решения программными методами
На 01.01.2013 в медицинских учреждениях города трудятся 83213 работников, в т.ч. врачей - 23961 чел., среднего медицинского персонала - 34894 чел., младшего медицинского персонала - 11869 чел.
В 2012 году укомплектованность врачебным персоналом составила 91,6%, средним медицинским персоналом - 90,1%, младшим медицинским персоналом - 86,1%.
Данный уровень укомплектованности поддерживается при коэффициенте совместительства врачей и среднего медицинского персонала 1,37 и 1,47 соответственно.
В настоящее время медицинская помощь населению Санкт-Петербурга оказывается в 84 больницах, 104 самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждениях, 44 диспансерах и 22 учреждениях федерального подчинения. Во всех районах Санкт-Петербурга организованы и работают телефонные центры организации записи на прием к врачам, ведущим амбулаторный прием в поликлиниках. Также в поликлиниках Санкт-Петербурга создана общегородская автоматизированная информационная система для облегчения процедуры записи.
Реализация программы модернизации здравоохранения в Санкт-Петербурге оказала положительное влияние на уровень доступности качественной медицинской помощи и укомплектованности медицинскими работниками.
При высоком показателе обеспеченности населения Санкт-Петербурга врачебными кадрами, имеет место неравномерность их распределения.
Комитет по здравоохранению активно взаимодействует с государственными медицинскими образовательными учреждениями высшего профессионального образования Санкт-Петербурга, реализующими программы подготовки кадров для здравоохранения по целевому приему. Осуществляется послевузовская подготовка врачей в интернатуре и ординатуре по востребованным специальностям. В плановом порядке врачи и средний медицинский персонал направляется на циклы профессиональной переподготовки и повышения квалификации. В целом имеет место положительная динамика по трудоустройству врачебного персонала в лечебные учреждения Санкт-Петербурга. Наиболее высокая укомплектованность отмечается врачами следующих специальностей: урологами, дерматовенерологами, акушерами-гинекологами, стоматологами, хирургами и травматологами-ортопедами.
Наибольший дефицит наблюдается в специалистах поликлинического звена (врачи участковые терапевты и педиатры).
Недостаточен уровень обеспеченности лечебных учреждений Санкт-Петербурга медицинским персоналом среднего звена (медицинскими сестрами, фельдшерами и лаборантами). Коэффициент соотношения численности врачей к среднему медицинскому персонала в городских лечебных учреждениях сохраняется (1:1,6).
Организация кадровой политики неразрывно связана с системой непрерывного профессионального образования и направлена на стимулирование мотивации медицинских работников к повышению профессиональной квалификации.
Переход медицинских и фармацевтических организаций на "эффективный контракт" повысит качество оказываемой медицинской помощи и удовлетворенность пациента.
Перспективное кадровое планирование возможно лишь при условии наличия достоверной информации о количестве медицинских работников (врачей разного профиля и среднего медицинского персонала) в Санкт-Петербурге.
Внедрение врачебного самоуправления позволит "изнутри" регулировать медицинскую деятельность каждого врача и каждого медицинского коллектива, гибко используя экономические и морально-нравственные рычаги. Важными компонентами развития системы врачебного самоуправления являются:
- формирование системы корпоративной ответственности за качество оказываемой медицинской помощи;
- рейтинговая оценка результатов работы каждого члена медицинского коллектива в зависимости от эффективности и результативности его работы;
- корпоративное распределение финансовых средств за оказанные медицинские услуги (переход на новые формы оплаты труда);
- формирование системы персональных допусков к видам медицинской деятельности в зависимости от уровня их сложности;
- повышение мотивации медицинских работников к непрерывному профессиональному образованию и приобретению допусков к новым видам медицинской деятельности в рамках основной специальности или смежных областей медицины.
Остаются нерешенными ряд основных проблем в области кадровой политики и управления трудовыми ресурсами:
- неадекватность численности и структуры медицинских кадров объемам выполняемой деятельности, задачам и направлениям здравоохранения;
- несбалансированность медицинского персонала по структуре между: врачами общего профиля и узкими специалистами; врачами и сестринским персоналом; медицинскими организациями первичного звена и специализированных видов помощи;
- несоответствие подготовки специалистов потребностям практического здравоохранения;
- невысокий, в сравнении со средними показателями производственной деятельности в Санкт-Петербурге, уровень заработной платы;