Недействующий

О Программе "Миграция. Комплексные меры по реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года" в Санкт-Петербурге на 2012-2015 годы (с изменениями на 23 июня 2014 года) (утратило силу с 1 января 2015)

3. Оценка эффективности использования иностранной рабочей силы

В 2011 году валовый региональный продукт (далее - ВРП) в Санкт-Петербурге увеличился на 105,3 процента при росте численности работающих на 0,8 процента к 2010 году. В составе работающих иностранные трудовые мигранты составили 6,11 процента с ростом к предыдущему году на 24,6 процента. Высокие темпы роста оборота организаций достигнуты предприятиями по виду экономической деятельности "обрабатывающие производства" - 130,9 процента, при меньшем, чем в среднем по экономике, приросте иностранных работников.

Доходная часть бюджета Санкт-Петербурга в 2011 году выполнена на 104,9 процента по сравнению с утвержденным бюджетом (утверждено 380864,37 млн.руб., исполнено - 399502,22 млн.руб.). На долю иностранных трудовых мигрантов приходится 7254,73 млн.руб. или 1,8 процента доходов. Каждый из иностранных трудовых мигрантов внес в среднем за год в бюджет Санкт-Петербурга по 0,048 млн.руб.

Расходы бюджета Санкт-Петербурга на обслуживание иностранных трудовых мигрантов и их семей обошлись городу за 2011 год в 401,77 млн.руб. или в 5,54 процента от вклада в бюджет Санкт-Петербурга.

В Санкт-Петербурге в 2011 году работало 150,7 тыс. иностранных трудовых мигрантов или 6,11 процента от численности всех занятых в экономике.

Особенно заметный прирост численности иностранных работников просматривается на предприятиях следующих видов экономической деятельности:

гостиницы и рестораны - 17,78 процента;

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 17,06 процента;

строительство - 13,0 процентов.

На предприятиях этих видов экономической деятельности рост оборота организаций, работ и услуг выше среднего уровня прироста ВРП в целом (121,8 процента и 117,9 процента соответственно (за исключением строительства).

По укрупненным квалификационным группам сравнение показывает, что:

в группе "высококвалифицированные работники" иностранные трудовые мигранты составляют 0,8 процента от занятых;

в группе "работники среднего уровня квалификации" доля иностранных трудовых мигрантов составляет 4,1 процента;

в группе же "низкоквалифицированные работники" доля иностранных трудовых мигрантов наивысшая, более половины работающих - 58,3 процента.

Потребность в привлечении иностранных трудовых мигрантов доказывает растущее количество вакансий, заявляемых работодателями в органы службы занятости. Несмотря на то, что они замещаются в большей своей части российскими трудовыми ресурсами, но в настоящее время остается большой простор для привлечения иностранных трудовых мигрантов. В 2009 году среднее число вакансий в расчете на одного иностранного работника составляло 1,8 ед.; в 2010 году - 2,0 ед.; в 2011 году - 1,8 ед.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы относительно эффективности использования иностранной рабочей силы в Санкт-Петербурге:

неснижающееся число вакансий, заявляемых работодателями в органы службы занятости, оставляет большой простор для привлечения и использования иностранных трудовых мигрантов;

подавляющая часть иностранных трудовых мигрантов занимает невостребованные местным населением рабочие места (тяжелые условия труда, низкая заработная плата, отсутствие требований к квалификации) и не оказывает серьезного давления на рынок труда, о чем свидетельствует положительная динамика коэффициента напряженности на рынке труда в Санкт-Петербурге.

Общий вывод из всесторонней оценки влияния иностранных трудовых мигрантов на рынок труда Санкт-Петербурга состоит в том, что несмотря на общественно-социальные издержки от их присутствия в Санкт-Петербурге, экономический эффект от использования иностранных трудовых мигрантов остается достаточно значимым и носит позитивный характер.