Недействующий

О Программе "Миграция. Комплексные меры по реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года" в Санкт-Петербурге на 2012-2015 годы (с изменениями на 23 июня 2014 года) (утратило силу с 1 января 2015)

1. Характеристика проблемы миграции населения и обоснование необходимости ее комплексного решения

Регулирование миграции населения ввиду ее массовости и неоднозначности для жизненно важных интересов Российской Федерации - одна из актуальных и сложных задач.

В формировании населения Санкт-Петербурга одной из самых важных составляющих является миграционное движение населения. Прирост населения за счет миграции является объективной необходимостью демографического развития Санкт-Петербурга и притока рабочей силы в различные сектора экономики.

Основным источником пополнения населения Санкт-Петербурга за счет миграции в современных условиях являются другие регионы Российской Федерации. В 2011 году миграционный прирост составил 58632 человек и полностью компенсировал естественную убыль населения Санкт-Петербурга.

Общие итоги миграции населения в Санкт-Петербурге в 2010-2011 годах приведены в таблице:

2010 год  

2011 год  

Число
прибывших  

Число
выбывших  

Миграционный прирост  

Число
прибывших  

Число
выбывших  

Миграционный прирост  

Миграция,

в том числе:

67127

30330

36797

130321

71689

58632

Межрегиональная

52827

20017

32810

84206

38147

46059

Международная

4663

676

3987

13424

851

12573


По способу реализации миграция населения делится на организованную, осуществляемую при участии государства и с его помощью, и неорганизованную (индивидуальную, самодеятельную), которая осуществляется силами и средствами самих мигрантов.

В настоящее время на федеральном уровне нет единых механизмов регулирования внутренней миграции, она носит в основном неорганизованный характер, что в свою очередь приводит к недостатку трудовых ресурсов в одних регионах и высокому уровню безработицы в других.

Санкт-Петербург традиционно относится к трудонедостаточным регионам, однако отсутствие четкой системы мероприятий по привлечению для работы в Санкт-Петербург российских граждан, проживающих в других субъектах Российской Федерации, приводит к увеличению численности привлекаемых иностранных работников.

Обеспечивая приток рабочей силы в важные секторы экономики (строительство, транспорт, коммунальное хозяйство, промышленность и др.), внешняя миграция несет с собой также ряд реальных угроз в сферах экономической, общественной и санитарно-эпидемиологической безопасности. Хотя основная часть миграции населения носит экономический характер, значительное число иностранных трудовых мигрантов всячески уклоняется от налогообложения, не внося адекватного вклада в развитие и содержание инфраструктуры города, которую интенсивно и бесплатно использует. В свою очередь, растет социальная напряженность, создаются условия для распространения среди населения Российской Федерации идей национальной нетерпимости и ксенофобии.

Санкт-Петербург является одним из самых притягательных для иностранных мигрантов регионом Российской Федерации. Помимо того, что растет количество официально привлекаемых иностранных трудовых мигрантов, растет и количество нелегальных мигрантов. Оценки количества незаконных мигрантов сильно разнятся. Так, по оценочным данным сейчас в Санкт-Петербурге находится порядка 500 тысяч иностранных мигрантов.

Основной приток иностранных граждан происходит из Узбекистана и Таджикистана. При этом многие прибывающие из этих стран работники имеют низкий уровень профессиональной подготовки (или отсутствие таковой) и не владеют в достаточной степени русским языком. Это, в свою очередь, делает их "легкой добычей" для недобросовестных посредников и работодателей.

Привлечение мигрантов должно происходить в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития Санкт-Петербурга, а также с учетом необходимости социальной адаптации и интеграции мигрантов. Миграционные ресурсы следует направлять в те отрасли экономики, где они действительно нужны, и таким образом контролировать ситуацию. Дешевизна рабочих рук мигрантов развращает бизнес, снижает его социальную ответственность, не дает развивать инновационные подходы, собственное профессиональное образование, воспитывать свои кадры, обеспечивать занятость российских граждан.

Таким образом, проблем, связанных с внешней трудовой миграцией существует множество: нелегальная миграция, нагрузка на социальную сферу (здравоохранение, образование, социальная защита), рост преступности и социальной напряженности среди населения, распространение социально опасных заболеваний, а также проблема соблюдения трудовых и иных прав самих иностранных работников.

Для решения вышеизложенных проблем необходимо осуществление комплексных обеспеченных финансовыми ресурсами целевых мероприятий. Программно-целевой метод позволит направить финансовые ресурсы на создание необходимых условий, обеспечивающих приоритетное право российских граждан на замещение вакантных и создаваемых рабочих мест, регулирование потоков иностранных трудовых мигрантов, снижение социальной напряженности в Санкт-Петербурге.