Право ребенка на участие в принятии решений, затрагивающих его интересы, закреплено в Конвенции о правах ребенка. Содействие участию детей в принятии таких решений на местном, национальном и международном уровнях является одной из целей Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012-2015 годы и глобальной инициативы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) "Города, доброжелательные к детям", в реализации которой участвует Санкт-Петербург.
В Санкт-Петербурге активно реализуют социально значимые проекты и программы, проводят акции в различных сферах более 300 зарегистрированных детских и молодежных общественных объединений.
Более 15 лет работает региональная ассоциация "Санкт-Петербургский Круглый стол молодежных и детских общественных объединений", объединяющая более 30 организаций. На базе Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных осуществляет свою деятельность региональное детско-юношеское гражданско-патриотическое общественное движение "Союз юных петербуржцев", в которое входят более 70 детских общественных объединений, созданных на базе школ, учреждений дополнительного образования. Ежегодно формируется реестр молодежных и детских общественных объединений, негосударственных организаций, оказывающих поддержку молодежи, пользующихся государственной поддержкой Санкт-Петербурга. В большинстве школ образованы и активно работают органы ученического самоуправления.
В Санкт-Петербурге проводятся конкурсы лидеров ученического самоуправления и детских общественных объединений, фестивали, молодежные форумы, слеты волонтеров, выставки детских и молодежных общественных объединений и другие социально значимые акции.
Однако по оценке экспертов в общественных организациях участвуют только 6 процентов детей, в школьном самоуправлении - не более 15 процентов. Дети практически не участвуют в деятельности местных средств массовой информации, в решении организационных вопросов повседневной жизни в школе, во дворе, муниципальном округе и законотворческой деятельности.
Отмечается кризис традиционных форм детского и молодежного участия, недостаточное осознание взрослыми необходимости развития процесса участия детей в принятии решений, недооценка возможностей и заниженные ожидания результатов участия детей в принятии решений, трудности вовлечения в процесс принятия решений определенных групп детей (девочек, детей младшего и среднего возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей из малообеспеченных семей, детей из семей мигрантов, детей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Отсутствие каналов прямого информационного взаимодействия с детьми резко снижает возможности их включения в различные формы общественной активности, инициативы детских объединений не всегда находят поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления.