Действующий

О Стратегии действий в интересах детей в Санкт-Петербурге на 2012-2017 годы

3.1. Краткий анализ ситуации

В стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга на 2011-2020 годы "Петербургская школа - 2020" определена миссия петербургской школы: равенство в доступности качественного образования для разных и равных детей.

В настоящий момент система образования Санкт-Петербурга - это масштабный и разносторонний территориально-отраслевой комплекс, включающий в себя 1909 образовательных учреждений (далее - ОУ).

В Санкт-Петербурге работают 1148 ОУ, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (1054 государственных дошкольных ОУ, 12 учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, 52 дошкольных отделения в общеобразовательных школах), на 177405 места, которые посещает 185732 воспитанника (в том числе в государственных ОУ - 175475 мест на 183819 детей). Предшкольную подготовку получают 97 процентов детей 5-7 лет от общего количества дошкольников этого возраста, проживающих в Санкт-Петербурге.

В связи с ростом рождаемости и увеличением спроса жителей на дошкольные образовательные услуги Правительством Санкт-Петербурга принимаются меры по увеличению количества мест в детских садах. Принимаемые меры позволили снизить очередь по устройству детей в дошкольные образовательные учреждения с 5197 в 2006 году до 1178 в настоящее время в трех районах Санкт-Петербурга.

В 690 общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, занимаются 359382 обучающихся. С 01.09.2011 во всех общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга в первых классах введены новые федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования. В течение 2011/2012 учебного года в экспериментальном режиме в 21 ОУ Санкт-Петербурга осуществлено изучение комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики".

В ОУ Санкт-Петербурга одновременно с решением задачи достижения государственного стандарта общего образования выстраивается разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, основа которой легла в Концепцию общенациональной системы выявления и поддержки молодых талантов. В Санкт-Петербурге принята Программа реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов в Санкт-Петербурге на 2012-2017 годы, утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.07.2012 N 748.

107 школьников Санкт-Петербурга награждены в 2011 году по результатам участия во всероссийской олимпиаде школьников премией для поддержки талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Восемь школьников Санкт-Петербурга стали победителями международных предметных олимпиад в составе сборных команд России по географии, математике, химии, информатике и астрономии.

В Санкт-Петербурге существует и успешно функционирует сеть специализированных школ, непосредственно предназначенных для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Она включает в себя 57 специальных (коррекционных) ОУ (в том числе 17 школ-интернатов), которые посещает 10689 обучающихся с ОВЗ. В 690 общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга обучается 7651 ребенок-инвалид, из которых 3252 ребенка - в общеобразовательных классах, 278 - в коррекционных классах общеобразовательных школ, 4121 - в специальных (коррекционных) школах. Индивидуально на дому на основании медицинских заключений обучается 4172 ребенка. Принята Концепция образования детей с ОВЗ в образовательном пространстве Санкт-Петербурга. Кроме того, в рамках мероприятий по организации дистанционного образования детей-инвалидов созданы условия для дистанционного обучения 573 детей-инвалидов, обучено 430 родителей, 1467 педагогов, оборудованы рабочие места для 349 педагогов.

В целях социализации и адаптации детей-мигрантов (в детских садах - 1053 чел., в школах - 7836 чел.) на базе психолого-педагогических медико-социальных центров проводятся занятия для детей-инофонов по ознакомлению с культурой, историей и традициями России и Санкт-Петербурга, а также по коррекции нарушений устной и письменной речи. С 2011 года в большинстве районов города организованы курсы русского языка как неродного для учащихся-инофонов и их родителей. Обучение детей осуществлялось с использованием разработанного в Санкт-Петербурге учебно-методического комплекса "Русский букварь для мигрантов".

В Санкт-Петербурге функционирует развитая сеть начального и среднего профессионального образования, которая состоит из 48 государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (далее - ГОУ НПО и СПО), в том числе: 9 профессиональных колледжей, 30 профессиональных лицеев, 5 профессиональных училищ, 1 профессиональное училище, расположенное на территории исправительных колоний, и 3 педагогических колледжа. Численность обучающихся в ГОУ НПО и СПО на 01.01.2012 составляет 31545 человек. Исходя из требований рынка труда Санкт-Петербурга ежегодно изменяется структура приема по профессиям. За последнее время прием обучающихся на рабочие профессии увеличился в 1,3 раза, в том числе на профессии, связанные с металлообработкой, судостроением, строительными, реставрационными работами, с транспортом, профессии туристской индустрии и жилищно-коммунального хозяйства.

В ведении Комитета по образованию находятся 58 учреждений дополнительного образования детей. Из них 4 учреждения дополнительного образования детей (далее - УДОД) городского подчинения и 54 УДОД, учредителями которых являются администрации 18 районов Санкт-Петербурга. Также на базе общеобразовательных учреждений открыты структурные подразделения - отделения дополнительного образования детей, из них: 222 - на базе общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, 6 - на базе учреждений начального профессионального образования. Всего в 22110 детских объединениях и научных обществах занимаются более 299000 детей и подростков.

В 2011 году призерами регионального уровня стали 10526 воспитанников системы дополнительного образования. Призерами федерального уровня - 6752 воспитанника. Призерами международного уровня - 5958 воспитанников.

Важную роль в процессе организованного взаимодействия подрастающего поколения с произведениями культуры и искусства играет система дополнительного образования в сфере культуры, к которой относятся детские музыкальные и художественные школы, школы искусств. В Санкт-Петербурге функционирует 63 учреждения дополнительного образования детей в сфере культуры, из которых 42 находятся в ведении Комитета по культуре. В них обучаются более 35000 детей.

В настоящее время в Санкт-Петербурге действует 323 подростково-молодежных клуба, объединенных в государственные учреждения подростково-молодежные центры по территориальному принципу, и 10 районных домов молодежи, которые ежегодно посещает около 100 тысяч человек из числа детей и молодежи. Общая площадь, занимаемая помещениями государственных учреждений подростково-молодежных клубов, составляет 116736,76 кв.м, что составляет 94,3 процента от установленного Правительством Санкт-Петербурга норматива 25 кв.м на 1000 жителей. За последние годы более 300 воспитанников районных учреждений по делам молодежи заняли призовые места на Всероссийских и международных конкурсах и соревнованиях.

Правительство города уделяет большое внимание модернизации материально-технической базы образовательных учреждений: за последние пять лет введены в эксплуатацию 20 новых школ и 42 дошкольных образовательных учреждения. Проекты типовых зданий ОУ, разработанные в Санкт-Петербурге, учитывают современные здоровьесберегающие технологии, создают безбарьерную среду для детей-инвалидов. Здания школ-новостроек оборудованы двумя плавательными бассейнами для младших школьников и учащихся старшей школы. Кроме того, в 2008-2011 годах в строй введены 66 полностью обновленных ОУ после комплексного капитального ремонта.

Вместе с тем существует ряд проблем, решение которых позволит в полной мере реализовать права и интересы детей в системе образования.

Актуальной проблемой является недостаток мест и переполненность групп в дошкольных ОУ Санкт-Петербурга. На 01.01.2012 очередь по устройству детей в дошкольные учреждения составляла 1270 человек. Только 79,1 процента детей дошкольного возраста посещают детские ОУ. Кроме того, необходимо снизить наполняемость групп ОУ, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Необходимо решение проблемы ранней диагностики и выявления детей с особыми потребностями для обеспечения своевременного грамотного выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребенка и снижения риска его социальной дезадаптации, что возможно исключительно на межведомственном уровне - координированной работы систем здравоохранения, образования, социальной защиты.

Одной из социально значимых проблем является поиск путей снижения числа правонарушений среди детей и молодежи и повышения эффективности профилактических мер, что может быть обеспечено принятием скоординированных решений на межведомственном уровне с привлечением общественности. Кроме того, необходимо решать вопросы обеспечения современной информационной безопасности детей, связанной с развитием сети "Интернет", а также нарастающим противоправным контентом.

Проблемой является социальная пассивность подростков, недостаточная развитость волонтерских движений. Возможным путем решения представленной проблемы может стать создание и реализация сетевых социальных проектов детских общественных объединений.

Одна из проблем качества предоставления доступных образовательных услуг находится в поле диспропорционального развития естественно-научного и физико-математического образования, с одной стороны, и гуманитарного - с другой. Курс на гуманизацию и гуманитаризацию образования, провозглашенный в конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ в., дал свои плоды: объем гуманитарных образовательных программ, реализуемых в школах города на гарантированно высоком качественном уровне, все еще преобладает, в то время как страна уже провозгласила курс на развитие критических технологий, повышение значимости естественно-научного, математического и технического образования. Необходимо решать вопросы современного развития технического творчества в дополнительном образовании детей.

Качество образования подвергается внешней оценке со стороны органов управления образованием в рамках формализованных государственных процедур (лицензирование, аккредитация). Необходимо инициирование деятельности ОУ по созданию внутренних оценочных систем, программ внутреннего аудита, оценки качества, позволяющих управлять процессом повышения качества образования по показателям ресурсов, процессов и результатов в каждом конкретном ОУ, в том числе для развития навыков общественно-государственного управления образованием.