Модель благополучия семьи создана в целях разработки критериев для оценки эффективности реализации Концепции, социальных программ и проектов городского, муниципального и общественного уровня. Модель благополучия семьи позволяет предложить критерии эффективности деятельности городских и муниципальных органов власти и общества в целом по решению проблем семей, направленной не только на поддержание и активизацию внутренних ресурсов семей, но и на использование внешних ресурсов всех уровней (государства и общества) для повышения самостоятельности и ответственности семей разного типа, полноценного выполнения семьями своих функций. Данная модель не может и не должна использоваться для оценки конкретной семьи, а предназначена для проведения мониторинга положения семей в городе, районе, муниципалитете, оценки социального развития региона, эффективности использования общественных ресурсов.
Повышение благополучия семьи считается стратегической целью для проведения государственной семейной политики. Под благополучием семьи понимается жизненная ситуация, которая включает все необходимые условия для удовлетворения потребностей семьи и выполнения семьей своих функций. В качестве показателей благополучия семьи как социального института может выступать качество выполнения семьей следующих социальных функций:
рождение детей;
воспитание и социализация детей в соответствии с культурными и моральными нормами и ценностями, отвечающие требованиям общества к социальной компетентности личности, выполнению разнообразных ролей и функций в различных сферах социальной практики;
поддержание экономической устойчивости семьи, достижение современных стандартов качества и уровня жизни, необходимых для содержания и воспитания детей;
забота об укреплении здоровья и профилактике болезней, физическом развитии и поддержании хорошего физического самочувствия всех членов семьи;
обеспечение взаимной поддержки, солидарности семейных поколений, эмоциональной и психологической устойчивости семейных отношений, семейной сплоченности, ответственности и заботы о детях и пожилых членах семьи;
достижение устойчивого социального статуса членами семьи;
поддержка развития личности и реализации личных интересов каждого члена семьи без ущерба для семьи в целом (обеспечение условий для получения образования, профессионального роста, равного участия во всех областях жизни);
интеграция в социальные отношения на местном (муниципальном), городском и общественном уровнях взаимодействия;
обеспечение психологической безопасности, профилактика стрессов, поддержание положительного эмоционального настроя у всех членов семьи;
организация семейного досуга и отдыха;
закрепление правовых и моральных норм поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, взаимной ответственности в отношениях между супругами, родителями и детьми, поколениями.
Модель благополучия включает систему следующих характеристик семьи, которые соответствуют ее основным внутренним ресурсам, позволяющим семье функционировать устойчиво и на оптимальном уровне:
гуманистические ценности, ценности семейного образа жизни, стабильные отношения, устойчивый психологический климат, семейная солидарность разных поколений и взаимная поддержка членов семьи;
отношения между супругами, родителями и детьми, представителями старших и младших поколений, основанные на взаимном уважении и соблюдении прав личности каждого члена семьи;
достижение родителями родительской идентичности и компетентности (родители обладают надежными и близкими отношениями с детьми, общими целями воспитания детей, стремлением к развитию, ответственностью за рождение и воспитание детей, умеют конструктивно разрешать конфликты);
экономическая самодостаточность (среднедушевой доход семьи не ниже, чем в целом по Санкт-Петербургу, члены семьи имеют трудовую занятость, способность к самозанятости, семья обеспечена жильем);
устойчивый социальный статус всех членов семьи (члены семьи имеют образование, уровень которого не ниже, чем в целом по Санкт-Петербургу, работу, документы, оформленные в соответствии с российским законодательством);
юридическая оформленность брачных отношений (зарегистрированный брак);
наличие в составе семьи обоих родителей;
способность семьи реализовать свои репродуктивные планы, обеспечивая расширенное воспроизводство населения по Санкт-Петербургу (семья имеет двух и более детей);
забота о здоровье (семья ведет здоровый образ жизни, обладает потенциалом здоровья, члены семьи не имеют вредных привычек, взрослые проявляют осознанное отношение к своему здоровью и здоровью детей);
интеграция семьи в систему общественных отношений (семья имеет социальную поддержку на дружеском, соседском, муниципальном, городском уровне и оказывает поддержку другим семьям с детьми на всех уровнях взаимодействия);
социальная активность семьи и ее самостоятельность в решении проблем.
Предполагается, что семейные ресурсы должны быть представлены комплексно и в равной степени, поскольку низкий уровень развития любого из них создает возможность нестабильного функционирования семьи и повышает риск развития семейного неблагополучия. Наличие всего комплекса ресурсов является идеальным образцом, к которому можно стремиться, но в силу разных, в том числе объективных, причин достичь который бывает затруднительно. Процесс становления благополучной семьи будет наиболее успешным, если она после своего создания имеет необходимую базу благополучия, тогда дальнейшее развитие семьи с высокой вероятностью будет устойчивым и стабильным. Каждая семья, как правило, стремится обладать всем комплексом таких ресурсов, но в силу различных причин это не всегда достижимо. Реальная практика жизнедеятельности семьи, справляющейся со своими функциями, но не обладающей внутренними ресурсами в полной мере, показывает, что достичь оптимальности возможно при наличии положительного баланса внутренних и внешних ресурсов.
В задачи семейной политики входит укрепление ресурсного потенциала семьи, предоставление внешней поддержки, помощь семье с детьми в развитии всех видов семейных ресурсов и поддержание их позитивного баланса, а достижение конкретных показателей благополучия может выступать в качестве отдельных задач в деятельности учреждений, служб, организаций, работающих с семьей и детьми.