1. Образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, в том числе для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, реализуются в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, в том числе в специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Образовательные учреждения профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, реализуют указанные образовательные программы соответствующего уровня в целях подготовки работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня согласно перечням профессий и специальностей, утверждаемым в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и уровням образования, установленным настоящим законом.
2. Образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования осваиваются в следующих формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, экстерната, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной профессиональной образовательной программы действует единый федеральный государственный образовательный стандарт. Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, не допускается, в части компетенции Российской Федерации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(часть 2 статьи 6 в редакции Закона Республики Саха (Якутия) от 18.02.2010 787-З N 479-IV)
3. Сроки освоения основных образовательных программ начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования определяются федеральными законами и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, или федеральными государственными требованиями.
4. Дополнительные профессиональные образовательные программы и учебные планы, в том числе учебные планы индивидуального обучения специалистов, разрабатываются, утверждаются и реализуются образовательным учреждением дополнительного профессионального образования самостоятельно с учетом потребностей заказчика, а также требований государственных образовательных стандартов к уровню подготовки специалистов по соответствующему направлению (специальности). Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ, уровню профессиональной переподготовки и повышения квалификации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования. Порядок разработки и утверждения этих программ определяется уставом образовательного учреждения.
Для государственных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования наличие дополнительных профессиональных образовательных программ является обязательным.
5. Получение дополнительного профессионального образования, второго начального профессионального образования или второго среднего профессионального образования производится за плату, вносимую обучающимися, студентами или направившими их предприятиями, организациями, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.
6. Образовательные учреждения и организации начального профессионального и среднего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию и реализующие профессиональные образовательные и общеобразовательные программы, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документ государственного образца об уровне образования и о квалификации по профессии (специальности), а лицам, прошедшим итоговую аттестацию только по профессии (специальности), - документ об уровне квалификации, форма которого устанавливается федеральным органом управления образованием.
7. Государственные образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, а также прошедшие аккредитацию негосударственные образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования выдают лицам, успешно завершившим курс обучения по программам дополнительного профессионального образования и прошедшим итоговую аттестацию, следующие документы государственного образца:
1) удостоверение о повышении квалификации - лицам, прошедшим краткосрочное обучение или участвовавшим в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов;
2) свидетельство о повышении квалификации - лицам, прошедшим обучение по программе в объеме свыше 100 часов;
3) диплом о профессиональной переподготовке - лицам, прошедшим обучение по программе в объеме свыше 500 часов;
4) диплом о присвоении квалификации - лицам, прошедшим обучение по программе в объеме свыше 1000 часов.
Формы документов государственного образца о прохождении повышения квалификации или профессиональной переподготовки разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования, и действительны на всей территории Российской Федерации.
8. Образовательные учреждения и организации, не имеющие государственной аккредитации, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документ об уровне квалификации (в соответствии с лицензией), заверяемый печатью учреждения или организации. Форма документа об уровне квалификации определяется самим образовательным учреждением или организацией.
9. В целях обеспечения непрерывности и интеграции всех ступеней профессионального образования образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования могут взаимодействовать с соответствующими им по профилю образовательными учреждениями высшего профессионального образования, в том числе путем предоставления студентам высших образовательных заведений на возмездной основе возможности овладеть рабочими профессиями и пройти стажировку по соответствующему профилю подготовки в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия).