Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 марта 2009 года N 88

Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие сельского туризма в Алтайском крае" на 2009 -2012 годы

Документ признан утратившим силу на основании постановления Администрации Алтайского края от 1 марта 2013 года N 102.

Опубликовано: газета "Алтайская правда" от 24 марта 2009 года N 81-82 стр.3; Сборник законодательства Алтайского края 2009 год N 155 часть 1 стр.212.

{Изменения:
1. постановление Администрации края от 16 сентября 2011 года N 520;
2. постановление Администрации края от 16 декабря 2011 года N 742;
3. постановление Администрации Алтайского края от 11 декабря 2012 года N 674.
}

{Новая редакция с изменениями от 11 декабря 2012 года.}

В целях реализации на территории Алтайского края Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446, в соответствии с постановлением Администрации края от 11 марта 2007 года N 94 "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ" постановляю:

1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие сельского туризма в Алтайском крае" на 2009 - 2012 годы.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Лукьянова А.Н. {в редакции постановления Администрации края от 16 сентября 2011 года N 520.}

Губернатор Алтайского края А.Б. Карлин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации
Алтайского края от 12.03.2009 N 88

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие сельского туризма в Алтайском крае" на 2009 - 2012 годы

ПАСПОРТ ведомственной целевой программы "Развитие сельского туризма в Алтайском крае" на 2009 - 2012 годы


Наименование
 программы

ведомственнаяцелеваяпрограмма"Развитие сельского туризма в Алтайском крае" на 2009 - 2012 годы (далее - "Программа")

Субъект бюджетного
 планирования

Главное управление сельского хозяйства Алтайского края

Цель Программы

повышение уровня жизни сельского населения путём увеличения количества форм занятости и самозанятости и роста доходов на основе развития сельского туризма

Задачи Программы

создание и развитие материально-технической базы сельского туризма;

 развитие инфраструктуры, улучшение информационного обслуживания лиц, занятых сельским туризмом

Основные мероприятия
 Программы

поддержка развития материально-технической базы сельского туризма;

 поддержка развития инфраструктуры сельского туризма;

 обучение, подготовка и переподготовка лиц, осуществляющих деятельность в сфере сельского туризма

Сроки реализации
 мероприятий Программы

2009 - 2012 годы

Объемы и источники  объем финансирования Программы в период 2009 - 2012
 финансирования  гг. составляет 109967 тыс. руб., в том числе:
 программы по годам  за счет средств краевого бюджета - 12500 тыс. руб.,
  из них:
  в 2009 году - 4100 тыс. руб.;

  в 2010 году - 5400 тыс. руб.;

  в 2011 году - 3000 тыс. руб.;

  за счет  внебюджетных источников - 97467 тыс. руб.,
  из них:
  в 2009 году - 26900 тыс. руб.;

  в 2010 году - 30047 тыс. руб.;

  в 2011 году - 20260 тыс. руб.;

  в 2012 году - 20260 тыс. руб.
  Финансирование  мероприятий  Программы  из краевого
  бюджета  осуществляется  в  пределах  сумм,
  утвержденных  законом  Алтайского  края  о  краевом
  бюджете на очередной финансовый год
 { Позици я изложена в редакции:
 1. постановления Администрации края от 16 сентября 2011 года N  520
 2. постановления Администрации края от 16 декабря 2011 года N 742 ;

 3. постановлени я Администрации Алтайского края от 11 декабря 2012 года N 674 .
 }

Целевые индикаторы и
 показатели реализации
 Программы

увеличение доли сельских жителей, занимающихся несельскохозяйственной деятельностью (отношение числа лиц, занятых несельскохозяйственной деятельностью, включая самозанятых лиц, к числу сельского населения в крае);

 количество созданных мест отдыха

Ожидаемые результаты
 реализации Программы

увеличение выручки от предоставления услуг в сфере сельского туризма до 120,5 млн. руб. в 2012 году;

 увеличение числа сельских жителей, занимающихся несельскохозяйственной деятельностью (сельским туризмом);

 рост располагаемых ресурсов домашних хозяйств;

 создание условий для повышения уровня занятости населения в сельской местности.

1. Общие положения


Ведомственная целевая программа "Развитие сельского туризма в Алтайском крае" на 2009 - 2012 годы определяет направления и механизмы государственной поддержки сельского туризма в Алтайском крае.

В настоящей Программе используются следующие определения:

сельский туризм - вид туризма, связанный с отдыхом и проживанием в сельской местности, получением комплекса туристических услуг, обусловленных целями посещения данной территории.

Участниками туристической деятельности в сельской местности являются:

граждане, ведущие личные подсобные хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", владельцы сельских жилых домов, квартир и других строений, проживающие на территории Алтайского края и предоставляющие туристические услуги;

туристы, прибывшие в сельскую местность и вступившие в экономические отношения с занятыми в сфере туризма гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, а также с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами;

крестьянские (фермерские) хозяйства - предоставляющие услуги в сфере сельского туризма хозяйства, созданные и осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";

сельскохозяйственные потребительские кооперативы - зарегистрированные на территории Алтайского края сбытовые, снабженческие, перерабатывающие, обслуживающие, заготовительные кооперативы, созданные и осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" и предоставляющие туристические услуги;

организации агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги сельского туризма, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями {в редакции постановления Администрации края от 16 сентября 2011 года N 520.}.

2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Алтайский край обладает благоприятными природно-климатическими условиями для развития туризма, в том числе и сельского. Осуществлению туристической деятельности также способствует разнообразие природных ландшафтов и наличие большого количества историко-культурных памятников. В настоящее время Алтайский край - интенсивно развивающийся туристско-рекреационный регион. Так, в 2008 году в крае отдохнули и поправили здоровье около 625 тысяч человек.

Отличительной особенностью Алтайского края является значительная доля сельского населения - 46,4% (в среднем по России - 27%). В регионе насчитывается около 440 тысяч личных подсобных хозяйств, более 3 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств и 48 сельскохозяйственных потребительских кооперативов. При этом уровень доходов сельского населения края (размер средней заработной платы 5,8 тыс. рублей) значительно ниже среднекраевого, что заставляет людей искать дополнительные источники доходов и приводит к оттоку из сельской местности трудоспособного населения.

Вопросы занятости сельского населения являются наиболее актуальными и в связи с тем, что показатели безработицы на селе в 1,7 раза выше среднекраевых.

Одним из возможных вариантов увеличения форм занятости сельского населения и повышения уровня его доходов является развитие сельского туризма.

В Алтайском крае сельским туризмом занимается население 9 районов (Алтайского, Солонешенского, Краснощековского, Чарышского, Змеиногорского, Курьинского, Советского, Солтонского, Шипуновского).

Динамика показателей занятости и доходов сельского населения Алтайского края

Таблица 1

Показатели

Единица
 измерения

2006
 год

2007
 год

2008
 год

2008 год
 к 2006
 году, %

1

2

3

4

5

6

Численность  экономически
 активного населения, всего

тыс. чел.

583,5

589,0

594,0

101,8

в том числе безработных, всего

тыс. чел.

75,0

53,4

64,0

85,3

Уровень безработицы, всего

%

12,9

9,1

10,8

83,7

Новые рабочие места

ед.

787

370

74

9,4

в том числе отношение  введенных
 новых  рабочих  мест  к  общей
 численности безработных

%

1,0

0,7

0,1

10,0

Размер  среднемесячной  оплаты
 труда с начислениями в  сельской
 местности

руб./чел.

2742

3853

4937

180,1

в том  числе  отношение  размера
 среднемесячной  оплаты  труда  в
 сельской  местности  к  размеру
 средней  заработной  платы  в
 экономике Алтайского края

%

44,6

49,4

52,1

116,8

Располагаемые  ресурсы  домашних
 хозяйств (в  среднем  на  одного
 члена домохозяйства в месяц)

руб./чел.

5442

7007

7500

137,8

в  том  числе  отношение
 располагаемых ресурсов  домашних
 хозяйств к прожиточному минимуму

%

199,1

210,3

182,6

91,7

Прием туристов осуществляют 46 граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, и 4 крестьянских (фермерских) хозяйства, которые способны одновременно принять около 500 туристов.

Например, Солонешенский район обладает всеми необходимыми условиями для развития сельского туризма: на территории муниципального образования расположены такие природные и культурно-исторические объекты, как Денисова пещера, водопады р. Шинок, Солонешенские пруды, местные жители имеют возможность предоставлять экскурсионные услуги, в том числе знакомить с традициями старообрядцев. В бюджете района предусмотрены средства на поддержку и развитие сельского туризма. Кроме того, разработана грантовая система, а также положение о проведении конкурса творческих проектов "Мой зеленый дом". В 2007 г. победителем конкурса стала семья из с.Топольного, на полученные средства реконструировавшая свой дом (стилизация под русский особняк XIX века). Администрация района ежегодно участвует в международных туристических выставках, где сельский туризм представлен как одно из перспективных направлений.

Алтайский район, граничащий на западе с городом-курортом Белокурихой, а на юге-востоке с Республикой Алтай, является одним из предгорных районов края, обладающим значительными рекреационными ресурсами.

Население района предоставляет такие туристические услуги, как проживание в сельском доме, экскурсии с ловлей рыбы или сбора ягод, грибов. Широко известна туристам сувенирная продукция, представленная работами местных мастеров. Это картины и изделия из бересты, поделки из дерева и камня, отражающие национальный колорит, открытки, фотографии с видами памятников природы и других местных достопримечательностей.

Для формирования туристического имиджа муниципального образования администрация Алтайского района активно и успешно участвует в различных туристических выставках.

Динамичный рост спроса на туристско-рекреационные услуги и необходимость поиска альтернативных форм занятости в сельской местности обусловливают потребность в развитии сельского туризма, способствующего сокращению безработицы в сельской местности, повышению уровня жизни сельского населения и роста его доходов, созданию в сельской местности современной инфраструктуры, пропаганде престижности проживания на селе.

3. Основные цели и задачи Программы


Целью Программы является повышение уровня жизни сельского населения путем увеличения количества форм занятости и самозанятости, а также роста доходов на основе развития сельского туризма в Алтайском крае.

Достижение цели будет обеспечено решением следующих задач:

создание и развитие материально-технической базы сельского туризма;

развитие инфраструктуры сельского туризма, улучшение информационно-консультационного обслуживания участников туристической деятельности в сельской местности;

обучение заинтересованных лиц организации и ведению сельского туризма.

4. Целевые индикаторы Программы

Основные целевые индикаторы Программы приведены в таблице 2.

Таблица 2

Целевой индикатор

2008
 год

2009
 год

2010
 год

2011
 год

2012
 год

Размер выручки от реализации продукции
 и  предоставления  услуг  в  сфере
 сельского туризма, млн. руб.

14,8

45,5

75,0

90,0

120,5

Число лиц, занятых в  сфере  сельского
 туризма, включая самозанятых лиц, чел.

152

225

350

420

540

Число сельских  жителей,  занимающихся
 несельскохозяйственной  деятельностью
 (отношение  числа  лиц,  занятых
 несельскохозяйственной  деятельностью,
 включая  самозанятых  лиц,  к  числу
 сельского населения в регионе), %

0,03

0,04

0,05

0,06

0,08

Количество граждан, прошедших обучение
 (подготовку,  переподготовку)  по
 программам  организации  туризма  в
 сельской местности, чел.

20

120

140

80

80

Основные риски, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов Программы, а также механизмы, уменьшающие их негативное воздействие, приведены в таблице 3.

Таблица 3

Возможные риски

Механизмы снижения рисков

Недостаточное  развитие
 инфраструктуры сельского
 туризма

комплексное  развитие  элементов  инфраструктуры
 сельского  туризма,  включая
 информационно-консультационное,  научное
 обслуживание  участников   туристической
 деятельности

Недостаток  опыта  в
 организации  и  ведении
 сельского туризма

организация подготовки и  переподготовки кадров,
 изучение  положительного  опыта  туристической
 деятельности других регионов

Недостижение  целевых
 показателей Программы

мониторинг выполнения  Программы,  корректировка
 соответствующих  мероприятий  и  разработка
 дополнительных мер по ее реализации

5. Перечень и описание программных мероприятий


5.1. Поддержка развития материально-технической базы сельского туризма

Поддержка осуществляется путём субсидирования части затрат на строительство, реконструкцию и ремонт гостевых домиков, включая работы, связанные с подключением газопровода, водопровода, канализации и электросетей, создание мест отдыха в сельской местности.

5.2. Поддержка развития инфраструктуры сельского туризма, информационного обеспечения участников туристической деятельности осуществляется путем:

размещения государственного заказа на разработку краевых стандартов гостевых домов, охотничьих и рыбацких деревень;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»