Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 марта 2009 года N 86

Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Алтайском крае" на 2009-2012 годы

Документ признан утратившим силу на основании постановления Администрации Алтайского края от 1 марта 2013 года N 102.

Опубликовано: газета "Алтайская правда" от 21 марта 2009 года N 80 стр.3; Сборник законодательства Алтайского края 2009 год N 155 часть 1 стр.176.

{ Изменения:
1. постановление Администрации Алтайского края от 22 декабря 2010 года N 578;
2. постановление Администрации Алтайского края от 13 сентября 2011 года N 512.
3. постановление Администрации Алтайского края от 10 ноября 2011 года N 637;
4. постановление Администрации Алтайского края от 16 декабря 2011 года N 742;
5. постановление Администрации Алтайского края от 11 мая 2012 года N 243;
6. постановление Администрации Алтайского края от 4 сентября 2012 года N 462;
7. постановление Администрации Алтайского края от 11 декабря 2012 года N 674.
}

{Новая редакция с изменениями от 11 декабря 2012 года.}

В целях реализации на территории Алтайского края Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446, в соответствии с постановлением Администрации края от 11 марта 2007 года N 94 "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ" постановляю:

1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие мясного скотоводства в Алтайском крае" на 2009 - 2012 годы.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Лукьянова А.Н.

{ Пункт 2 изложен в редакции постановления Администрации Алтайского края от 22 декабря 2010 года N 578. }

Губернатор Алтайского края А.Б. Карлин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации
Алтайского края
от 12.03.2009 N 86

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие мясного скотоводства в Алтайском крае" на 2009 - 2012 годы

ПАСПОРТ ведомственной целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Алтайском крае" на 2009 - 2012 годы


Наименование
 программы

ведомственная целевая программа "Развитие мясного скотоводства в Алтайском, крае" на 2009 - 2012 годы (далее - "программа")

Субъекты бюджетного
 планирования

Главное управление сельского хозяйства Алтайского края;

 {в редакции постановления Администрации Алтайского края от 13 сентября 2011 года N 512 .}

Цель программы

создание условий для стабильного развития мясного скотоводства и увеличения объёмов производства высококачественная говядины

Задачи программы

развитие племенной базы мясного скотоводства;

 увеличение производства высококачественной говядины

Целевые индикаторы
 и показатели
 эффективности
 реализации программы

численность поголовья мясного скота в сельскохозяйственных предприятиях;

 количество приобретенного племенного молодняка мясных пород;

 количество реализованного племенного молодняка мясных пород;

 производство высококачественной говядины;

 выход телят на 100 коров

Программные
 мероприятия

поддержка развития племенной базы мясного скотоводства;

 поддержка содержания маточного поголовья мясного скота по системе "корова - теленок";

 поддержка специализированных предприятий, занимающихся откормом скота;

 мероприятия по укреплению кормовой базы и улучшению качества кормов;

 комплекс мероприятий по развитию кадрового потенциала в установленной сфере

Сроки реализации
 программных мероприятий

2009 - 2012 годы

Объемы и источники
 финансирования
 программы

объем финансирования программы на период 2009 -2012 годов составляет в ценах соответствующих лет 1105400  тыс. рублей, в том числе {в редакции постановления Администрации Алтайского края от 13 сентября 2011 года N 512 ;
постановления Администрации Алтайского края от 16 декабря 2011 года N 742 ;
постановления Администрации Алтайского края от 4 сентября 2012 года N 462 .}:
 за счет средств краевого бюджета - 155800 тыс. рублей, них по годам {в редакции постановления Администрации Алтайского края от 13 сентября 2011 года N 512 ;
постановления Администрации Алтайского края от 16 декабря 2011 года N 742 ;
постановления Администрации Алтайского края от 4 сентября 2012 года N 462 .}:
 в 2009 году - 43700 тыс. руб.;

 в 2010 году - 48100 тыс. руб.;

 в 2011 году - 30000 тыс. руб. {в редакции постановления Администрации Алтайского края от 13 сентября 2011 года N 512 .};

 в 2012 году - 34000 тыс. руб. {в редакции  постановления Администрации Алтайского края от 16 декабря 2011 года N 742 ;
постановления Администрации Алтайского края от 4 сентября 2012 года N 462 .};

 за счет внебюджетных источников - 949600 тыс. рублей, в том числе по годам:
 в 2009 году - 204800 тыс. руб.;

 в 2010 году - 226400 тыс. руб.;

 в 2011 году - 245400 тыс. руб.;

 в 2012 году - 272900 тыс. руб.
 финансирование мероприятий программы из краевого бюджета осуществляется в пределах сумм, утвержденных законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год

Ожидаемые конечные
 результаты реализации
 программы

увеличение поголовья племенных мясных коров с 0,6 тыс. голов до 3,0 тыс. голов;

 увеличение реализации племенного молодняка с 118 голов в 2008 году до 400 голов в 2012 году;

 увеличение производства высококачественной говядины от мясного чистопородного и помесного скота в живом весе с 1,3 тыс. тонн в 2008 году до 10,4 тыс. тонн в 2012 году;

 увеличение выхода телят на 100 чистопородных коров с 76 голов в 2008 году до 90 голов в 2012 году.

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Алтайский край является одним из ведущих регионов Российской Федерации по объему производства мяса. В расчёте на душу населения в крае производится в 1,9 раза больше мяса, чем в среднем по стране.

За годы реформирования агропромышленного комплекса объёмы производства мяса в Алтайском крае, как и в целом в Российской Федерации, значительно снизились (на 45%, с 454 тыс. тонн в 1990 году до 250 тыс. тонн в 2008 году), и лишь в последние годы наметился рост производства и потребления мяса, в основном мяса птицы и свинины.

В настоящее время наблюдается дефицит качественной говядины, производство которой может быть обеспечено за счет выращивания крупного рогатого скота специализированных пород. Мясное сырье зарубежного происхождения часто имеет неудовлетворительные качественные и санитарно-гигиенические характеристики.

Большая часть говядины в крае производится путем выращивания и откорма молодняка молочных пород, при этом мясо таких животных значительно уступает по вкусовым и потребительским качествам мясу скота специализированных мясных пород.

Анализ мирового опыта показывает, что удовлетворение платежеспособного спроса на говядину в полном объеме невозможно без ускоренного развития специализированного мясного скотоводства. В западных странах молочное скотоводство намного раньше, чем в России перешло на интенсивный путь развития, и поэтому одновременно с сокращением поголовья молочных коров увеличено число мясных коров (до 60-70% всего поголовья).

Таким образом, ускоренное развитие мясного скотоводства не имеет альтернативы и является необходимым условием удовлетворения спроса населения на говядину за счет отечественного производства.

В настоящее время разведением мясного скота в 18 районах Алтайского края занимаются 38 хозяйств различных форм собственности. Количество животных в этих хозяйствах на 01.01.2009 составило 12,6 тыс. голов, в том числе 5 тыс. коров. В целом поголовье мясного скота в крае за три последних года увеличилось в 1,5 раза.

Таблица 1

Анализ состояния мясного скотоводства в регионе


N
 п/п

Показатели

Единица
 измерения

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2008 г.
 к 2006
 г., %

1

2

3

4

5

6

7

1.

Поголовье крупного рогатого
 скота  в
 сельскохозяйственных
 предприятиях

голов

877,2

899,5

899,5

103

2.

Поголовье мясного  крупного
 рогатого  скота  в
 сельскохозяйственных
 предприятиях

голов

8,8

11,0

12,6

143

3.

Производство  крупного
 рогатого скота на  убой  (в
 живом весе)

тыс. тонн

111,8

112,1

120,3

108

4.

Производство  говядины  на
 душу населения

кг

44,7

44,8

48

107

5.

Покупка  племенного
 молодняка крупного рогатого
 скота мясных пород

голов

176

404

438

249

6.

Реализация  племенного
 молодняка крупного рогатого
 скота мясных пород

голов

176

148

166

94

Племенное мясное скотоводство в Алтайском крае представлено 3 хозяйствами: 1 заводом и 2 репродукторами по разведению крупного рогатого скота, а также ОАО "Племпредприятие "Барнаульское".

В настоящее время на территории края районированы 2 специализированные мясные породы крупного рогатого скота: герефордская и казахская белоголовая. В ОАО "Племпредприятие "Барнаульское" имеется запас биопродукции быков лимузинской, абердин-ангусской и галловейской пород, используемой для промышленного скрещивания с молочными породами. Поголовье скота в племенных хозяйствах имеет достаточно большой генетический потенциал, на что указывает разница в продуктивности племенных и товарных стад. В частности, живая масса коров и их молочность в племенных хозяйствах выше соответственно на 41 кг (8,3%) и на 17 кг (11%) по сравнению со средними показателями всего маточного стада.

Субсидирование в 2006 - 2008 годах из краевого и федерального бюджетов части затрат на содержание племенного маточного поголовья, компенсация части стоимости приобретенного племенного молодняка повысили заинтересованность племенных хозяйств в реализации племенных животных, а товарных хозяйств - в их приобретении. В результате принятия этих мер в 2006 - 2008 годах хозяйствами края приобретено 1454 тёлки и 138 бычков мясных пород, в том числе 541 голова приобретена в других субъектах Российской Федерации и Республике Казахстан. Племенное маточное поголовье мясного скота увеличилось с 2005 по 2007 год на 330 голов и составляет 859 коров.

Алтайский край занимает лидирующие позиции по искусственному эсеменению коров и телок в мясном скотоводстве. В хозяйствах края разработана и внедрена технология осеменения маточного поголовья с использованием синхронизации половой охоты. Выход телят на 100 коров за три последних года вырос с 66 до 79%.

Несмотря на положительные тенденции развития в сфере мясного скотоводства края, его значение пока невелико, а развитие носит экстенсивный характер. Мясное скотоводство находится в стадии наращивания поголовья и создания новых племенных хозяйств. Тем не менее, Алтайский край имеет необходимые ресурсы для того, чтобы не только сохранить, но и ускорить темпы развития отрасли. К таким ресурсам относятся:

природно-климатические условия, позволяющие разводить мясной скот различных пород;

значительные посевные площади зерновых культур и кормовых угодий (1131 тыс. га сенокосов, 2612 тыс. га пастбищ, 652 тыс. га многолетних трав). Из более 10 млн. га сельскохозяйственных угодий в крае сенокосы и пастбища занимают около 4 млн. га. Отдалённые от населённых пунктов естественные кормовые угодья для молочного скотоводства практически не используются из-за больших затрат по обустройству летних пунктов доения коров и транспортных издержек. Из-за резкого снижения численности овец в крае высвободились значительные площади естественных кормовых угодий, в частности в степных районах края, которые могут быть эффективно использованы для пастьбы мясного крупного рогатого скота;

трудовые ресурсы - в Алтайском крае более 46% населения проживают в сельской местности; в сфере молочного и мясного скотоводства работают 25 тыс. человек, или 18,6% от занятого населения;

развитая комбикормовая промышленность (мощность производства -1270 тыс. тонн комбикорма в год);

развитая мясоперерабатывающая промышленность (производственные мощности способны переработать 400 тыс. тонн мяса в год; полностью обеспечена глубокая переработка сырья, осуществляется производство колбас, деликатесов, мясных консервов).

наличие научного и кадрового потенциала отрасли. Проблемами развития сельского хозяйства в крае занимается государственное научное учреждение "Алтайский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук; специалистов для работы в сфере мясного скотоводства и перерабатывающей промышленности готовят учреждения среднего и высшего профессионального образования.

Существует также ряд факторов, сдерживающих дальнейшее интенсивное развитие мясного скотоводства в крае, основными из которых являются:

малочисленность поголовья мясного скота в крае, низкий выход телят на 100 коров, что не позволяет высокими темпами наращивать поголовье;

недостаточное развитие кормопроизводства вследствие низкого уровня обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей современной высокопроизводительной кормоуборочной техникой, кормосмесителями и кормоцехами. В ряде хозяйств существующая кормовая база не способна обеспечить интенсивный рост продуктивности скота и объёмов производства продукции. Заготовка грубых и сочных кормов ведется в объёмах, не позволяющих проводить интенсивное выращивание и откорм мясного скота. Например, в ОАО "Чарышское" Усть-Калманского района на 1 условную голову скота заготавливается 22 центнера кормовых единиц при потребности до 40 центнеров. В других хозяйствах, особенно степной зоны, - менее 20 центнеров кормовых единиц;

необходимость укрепления племенной базы мясного скотоводства, значительного увеличения маточного поголовья мясного скота. При ускорении темпов развития мясного скотоводства в крае существующая племенная база без значительного увеличения маточного поголовья не в состоянии в полном объеме удовлетворить потребность предприятий края в племенном молодняке;

недостаток квалифицированных специалистов высшего и среднего звена, вследствие чего невозможно широкое внедрение в производство современных ресурсосберегающих технологий. В современных условиях решение вышеперечисленных проблем развития мясного скотоводства возможно только комплексно, с использованием программно-целевого метода.

Актуальность программы состоит в необходимости и реальной возможности повышения объёмов производства говядины за счёт эффективной организации работы предприятий в сфере мясного скотоводства.

2. Цель и задачи программы


Целью программы является создание условий для стабильного развития мясного скотоводства и увеличения объёмов производства высококачественной говядины.

Достижение поставленной цели будет обеспечено решением следующих задач:

укрепление племенной базы мясного скотоводства;

увеличение производства высококачественной говядины.

3. Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации программы

Таблица 2

Основные целевые индикаторы программы


N п/п

Показатели

Еди-
 ница
 изме-
 рения

2008
 год

2009
 год

2010
 год

2011
 год

2012
 год

2012
 год к
 2008
 году
 (+/-)

2012
 год к
 2008
 году

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Поголовье мясного  и
 помесного  скота  в
 сельскохозяйственных
 предприятиях

тыс.
 голов

12

14

29

50,0

58,0

+46

в  4,8
 раза

1.1.

Поголовье  мясного
 скота  в
 сельскохозяйственных
 предприятиях

тыс.
 голов

12

14

29

49

55

+43

в  3,6
 раза

1.1.1.

в том числе маточное
 поголовье

тыс.
 голов

5,0

6,2

12

17,0

19,5

+14,5

в  3,9
 раза

1.1.2.

в  том   числе
 племенных коров

тыс.
 голов

0,6

0,9

1,5

2,0

3,0

+2,4

в  5
 раз

1.2.

Поголовье  помесного
 скота  в
 сельскохозяйственных
 предприятиях

тыс.
 голов

1,0

3,0

+3,0

1.2.1.

в том числе маточное
 поголовье  помесного
 скота

тыс.
 голов

0,3

1,0

+1,0

2.

Количество
 приобретенного
 племенного молодняка
 мясных пород

голов

438

450

500

600

700

+262

в  1,6
 раза

3.

Количество
 реализованного
 племенного молодняка
 мясных пород

голов

118

180

240

290

400

+234

в  2,4
 раза

4.

Увеличение
 реализации
 племенного молодняка
 мясных  пород  по
 отношению  к
 предыдущему году

%

100

108

133

121

138

5.

Производство
 высококачественной
 говядины от  мясного
 и помесного скота (в
 живом весе)

тыс.
 тонн

1,3

2,0

4,4

6,8

10,4

+9,1

в  8
 раз

6.

Средний  живой  вес
 скота при реализации

кг

450

450

453

455

455

+15

в 1,01
 раза

7.

Выход телят на
 100 коров

шт.

76

80

83

85

90

14

в 1,18
 раза

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»