(Раздел в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Московской области от 11 сентября 2012 года N 1132/34. - См. предыдущую редакцию)
На протяжении веков на территории Московской области менялись системы расселения, которые отражали социальные, экономические и политические интересы общества. Следы древней пространственной организации прослеживаются и в современной структуре расселения, историко-культурном и природном наследии, транспортной инфраструктуре.
Сегодня Московская область - это регион, характеризующийся сложной системой расселения и многообразием типов населенных пунктов - городов, поселков, сел и деревень, высоким потенциалом развития экономики и, прежде всего, ее инновационного сектора, высоким уровнем человеческого потенциала. Исключительное значение имеет высокий и многообразный историко-культурный и природный потенциал Московской области.
Изменения в функциональной и пространственной организации Московской области за последние годы из-за своих высоких темпов серьезно повлияли на эволюционно сложившуюся асимметрию расселения. Проявились существенные различия в типах городской среды, размерах городов, темпах их развития, размерах и плотности сельского расселения. Произошли потери в своеобразии и своеобычии расселения в Московской области. Наметилось серьезное отставание в темпах роста транспортной и инженерной инфраструктур. Высока опасность потери природного наследия, особого внимания требуют памятники истории и культуры.
Прорыв Московской области, осуществленный в социально-экономической сфере за последние пять лет, стал предпосылкой для нового направления в территориальном планировании области.
Первыми шагами реализации этого направления стали принятые в Московской области нормативные правовые документы, определяющие политику пространственного развития Московской области: Закон Московской области N 36/2007-ОЗ "О Генеральном плане развития Московской области" и Схема территориального планирования Московской области - основные положения градостроительного развития, утвержденная постановлением Правительства Московской области от 11.07.2007 N 517/23 "Об утверждении Схемы территориального планирования Московской области - основных положений градостроительного развития".
Данные документы были подготовлены при реализации мероприятий действующей до 01.01.2009 областной целевой программы "Разработка Генерального плана развития Московской области до 2020 года".
В соответствии с нормами Градостроительного и Земельного кодексов Российской Федерации современным определяющим условием реализации документов территориального планирования является наличие в них зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения и красных линий существующих и планируемых линейных объектов регионального значения с последующим резервированием таких территорий, а также территорий, которые предоставлены или на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в региональной собственности.
Подготовка таких материалов является новой задачей для градостроительной практики и требует для ее решения привлечения инструментария территориального планирования и организационно сложных процедур согласования с исполнительными органами государственной власти Российской Федерации, Московской области и субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с Московской областью, а также с органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
Для этого необходимо обеспечить преемственно к утвержденной Схеме территориального планирования Московской области - основным положениям градостроительного развития:
подготовку проектов схем территориального планирования, имеющих территориально-отраслевую направленность;
подготовку соответствующих материалов по обоснованию Схем территориального планирования Московской области, обеспечивающих в том числе исходные материалы для запуска процессов резервирования территорий;
геоинформационный мониторинг в сфере градостроительной деятельности в Московской области;
подготовку проекта региональных (Московской области) нормативов градостроительного проектирования.
Осуществление этих действий требует координации деятельности органов государственной власти Московской области в сфере стратегического территориального планирования, земельных отношений, размещения производительных сил и инвестиционной политики, что возможно только программными методами в рамках долгосрочной целевой программы "Разработка Генерального плана развития Московской области на период до 2020 года".
Учет произошедших и происходящих в настоящее время изменений функциональной и структурной организации Московской области, изменения границ Москвы и Московской области, необходимости реконструкции городских и сельских поселений, а также инженерной и транспортной инфраструктуры требует, в соответствии с законодательством Российской Федерации, совместной подготовки схемы территориального планирования Москвы и Московской области и актуализации действующих документов территориального планирования Московской области.
Разработка основополагающих принципов и концепции согласованного градостроительного развития Москвы и Московской области, являющихся необходимой целеполагающей частью для совместной подготовки Схемы территориального планирования Москвы и Московской области, на основе которой должна быть сформирована система принципов и приоритетов пространственного развития Москвы и Московской области, направленная на:
формирование эффективной системы расселения Москвы и Московской области, компенсирующей центростремительные тенденции развития Москвы и Московской области;
сохранение многообразия природных и исторических ландшафтных систем Москвы и Московской области;
сохранение пространственной непрерывности природно-исторических территорий (ландшафтов) Московской области и города Москвы;
ограничение негативных воздействий Москвы и Московской области на состояние окружающей среды;
интеграцию транспортной инфраструктуры Москвы и Московской области;
согласованное развитие Московских региональных систем инженерной инфраструктуры водоснабжения, водоотведения, энергоснабжения, связи;
интеграцию социальной инфраструктуры Москвы и Московской области;
развитие системы переработки и утилизации отходов производства и потребления для совместного использования городом Москвой и Московской областью.
В соответствии с основополагающими принципами и приоритетами пространственного развития Москвы и Московской области в результате совместной подготовки проекта схемы территориального планирования Москвы и Московской области должны быть определены мероприятия территориального планирования, обеспечивающие согласованное развитие субъектов Российской Федерации, прежде всего, в части формирования эффективной системы расселения, сохранения природного и историко-культурного наследия, развития инфраструктуры здравоохранения, образования, спорта и рекреации, развития инфраструктур инженерного обеспечения и транспортного обслуживания населения и экономики, создания системы обращения с отходами производства и потребления.
Актуализация действующих документов территориального планирования Московской области необходима для обеспечения непрерывности процессов управления пространственным развитием Московской области, а именно, для той ее части, которая остается в компетенции органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, а также для организации эффективного градостроительного управления в условиях произошедших и происходящих в настоящее время изменений функциональной и структурной организации Московской области, изменения границ Москвы и Московской области.
Совершенствование нормативов градостроительного проектирования Московской области направленно на повышение качества среды обитания в городских и сельских поселениях.
Активная градостроительная деятельность в Московской области предъявляет повышенные требования к оперативному и согласованному принятию решений о возможности размещения объектов регионального значения, для чего требуется разработка принципов и структуры системы сопровождения реализации Схемы территориального планирования Московской области с апробацией системы через мониторинг соблюдения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее - органы местного самоуправления), инвесторами и иными участниками градостроительной деятельности документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории, региональных и местных нормативов градостроительного проектирования.