Недействующий

ЗАКОН

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 13 января 2009 года N 98-РЗ
г.Черкесск

Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике на 2009-2011 годы"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 10 декабря 2009 года на основании
Закона Карачаево-Черкесской Республики от 2 декабря 2009 года N 73-РЗ
____________________________________________________________________



Принят
Народным Собранием (Парламентом)
Карачаево-Черкесской Республики
26 декабря 2008 года

Статья 1


Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике на 2009-2011 годы".

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Президент
Карачаево-Черкесской Республики
Б.С.Эбзеев

город Черкесск

13 января 2009 года

N 98-РЗ


Приложение
к Закону Карачаево-Черкесской Республики
"Об утверждении республиканской
целевой программы "Развитие субъектов
малого и среднего предпринимательства
 в Карачаево-Черкесской Республике
 на 2009-2011 годы"

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
 "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике на 2009-2011 годы"

     

ПАСПОРТ
 Республиканской целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике на 2009-2011 годы"

Наименование программы

Республиканская целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике на 2009-2011 годы" (далее - Программа)

Государственный заказчик Программы

Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики

Разработчик Программы

Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики

Исполнители Программы

Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики,

Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики,

Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики,

Министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики,

Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики,

Фонд поддержки малого предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики (по согласованию),

органы местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики (по согласованию)

Цели и задачи Программы

Целью Программы является совершенствование правовых и экономических условий дальнейшего развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Задачи Программы:

1) развитие кредитно-финансовых механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

2) развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) расширение возможностей информационного обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) организация подготовки и переподготовки кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства;

5) оказание содействия в продвижении продукции малых и средних предприятий на региональные и межрегиональные рынки;

6) консолидация средств для финансирования приоритетных направлений малого и среднего предпринимательства

Сроки реализации Программы

2009-2011 годы

Перечень основных мероприятий Программы

1) развитие финансовых механизмов и имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

2) повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и обеспечение доступа малого предпринимательства к объектам инфраструктуры;

3) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства;

4) развитие внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

5) повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий за счет применения технологий энергосбережения;

6) пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности, информационно-консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

7) законопроектная работа по нормативному правовому регулированию в сфере малого и среднего предпринимательства.

Объем и источники финансирования Программы

Объем финансирования Программы на 2009-2011 годы составляет 511,2 млн.рублей,

в том числе:     

Источники:

2009

2010

2011

Итого

средства федерального бюджета (по согласованию)

96,8

94,3

103,8

294,9

средства республиканского бюджета

30,8

54,6

52,0

137,4

средства местного бюджета (по согласованию)

13,1

16,6

20,8

50,5

Средства Фонда поддержки малого предпринимательства КЧР (по согласованию)

6,6

9,5

12,3

28,4

147,3

175,0

188,9

511,2

Ожидаемые результаты реализации Программы

1) создание до 2000 новых рабочих мест;

2) увеличение доли налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации до 25 процентов;

3) обеспечение роста оборота малых и средних предприятий в два раза;

4) увеличение вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в валовой региональный продукт до 40 процентов.

Организация управления Программы и контроль за ее реализацией

Контроль за исполнением Программы осуществляет Первый Заместитель Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики, курирующий финансово-экономические вопросы.
Текущее управление за реализацией Программы осуществляет Министерство экономического развития Черкесской Республики, а исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики ответственные исполнители.

     

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Предпринимательство - это уникальное сочетание независимости и ответственности, инноватики и стабильности. Малый и средний бизнес -это целый класс людей, которые задают позитивный настрой в жизни общества: они воспринимают развитие собственного дела как часть общего социального, политического и экономического успеха страны. Особенно это заметно на уровне муниципалитетов: там, где появляются малые и средние компании, возрождается жизнь местного сообщества.

Сегодня в республике сфера малого и среднего бизнеса в той или иной степени охватывает четверть трудоспособного населения - это те, кто работает на малых предприятиях и в фермерских хозяйствах, занимается индивидуальной трудовой деятельностью и предпринимательством без образования юридического лица, а также способствует развитию этого сектора экономики.

По данным территориального органа федеральной службы государственной статистики в Карачаево-Черкесской Республике в 2007 году в сфере малого бизнеса зарегистрировано около 2,0 тысяч предприятий (включая микропредприятия) и более 14,0 тысяч индивидуальных предпринимателей. В малом и среднем предпринимательстве занято 25,8 тыс.человек, что составляет более 12% экономически активного населения Карачаево-Черкесской Республики. Средний прирост числа малых предприятий по республике в целом за 2007 год составил 269 новых организаций. Одной из главных задач Правительства Российской Федерации является создание условий, обеспечивающих в среднесрочной перспективе ежегодный прирост малых компаний в 10-15% (общемировой показатель - 20%).

Малое и среднее предпринимательство в течение ряда лет развивается с положительной динамикой и устойчиво занимает свою нишу в экономике республики. За последние три года темп роста количества субъектов малого предпринимательства составил 18%. Так, в 2007 году оборот субъектов малого предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики увеличился на 62% и достиг 8,2 млрд. рублей, из них на предприятия оптовой и розничной торговли приходится 39,7%, на предприятия стройиндустрии - 28,7%, на обрабатывающее производство, добычу полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии - 11,5%. Наиболее высокими темпами развивается предпринимательство в сфере торговли и услуг, промышленности, строительстве. Доля его в общем обороте организаций республики, отражающем их коммерческую деятельность, за этот период составила 24%.

Так, по данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) "О динамике развития малых предприятий в регионах России", малые предприятия в России по таким показателям, как объемы оборота, численность работников, налоговые поступления, имеют достаточно хорошие результаты. Количество предприятий увеличивается - так, на начало 2007 года число зарегистрированных малых предприятий достигло 1 миллиона (1032,8 тыс.), увеличившись за год на 5,5%, занятость на одно предприятие выросла на 6,7%. Несмотря на общую положительную тенденцию по регионам, малые предприятия сосредоточены крайне неравномерно. Если в среднем по России в расчете на 100 тыс.населения зафиксировано 719,9 организаций, то в Северо-Западном федеральном округе - 1183 предприятия на 100 тыс.человек, Центральном - 940, Дальневосточном - 679. Средние показатели у Приволжского и Сибирского Федеральных округов, меньше всего малых предприятий зарегистрировано в Южном федеральном округе - 499,1.

В Карачаево-Черкесской Республике в среднем на каждые 100 тысяч жителей приходится 459,8 единицы зарегистрированных малых предприятий и 3740,0 единиц субъектов малого предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и крестьянско-фермерские хозяйства. Удельный вес малого бизнеса в валовом региональном продукте возрос с 27,7 процента в 2006 году, до 30% процентов в 2007 году. При этом доля всего российского малого бизнеса в ВВП составила примерно 13-15%.

Инвестиции в основной капитал малых предприятий (в части новых и приобретенных по импорту основных средств) по отраслям экономики за 2007 год составили 266,7 млн.рублей, что в 1.4 раза выше показателя прошлого года.

Вместе с тем реальный потенциал малого и среднего бизнеса задействован явно недостаточно, а его вклад в экономику республики мог бы быть гораздо весомее. Существует ряд проблем в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства, которые, в том числе, сдерживают образование новых субъектов малого и среднего предпринимательства - это недостаток финансовых ресурсов и ограниченный доступ к ним, ограниченный доступ к объектам инфраструктуры, в том числе инженерной, низкий уровень предпринимательской культуры населения и квалификации кадров, занятых на малых и средних предприятиях, недостаточная информационная поддержка, недостаточная поддержка продвижения местной продукции на рынки Российской Федерации и иностранных государств, недостаточный уровень поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на местном уровне.

Сложившаяся ситуация требовала значительной активизации государственной политики развития предпринимательства, совершенствование системы поддержки предпринимательства. Вступивший в силу с 1 января 2008 года Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ) впервые законодательно определил субъекты малого и среднего предпринимательства, выделил категории микро-, малых и средних предприятий, нормативно закрепил позиции государства в отношении малого и среднего предпринимательства и стал отправной точкой, дающей старт дальнейшим преобразованиям в этой сфере, в том числе, изменениям в законодательстве на региональном уровне. В Федеральном законе от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ закреплены следующие принципы государственной политики:

- участие субъектов предпринимательства и их общественных объединений в выработке государственной политики развития сектора (нормативных правовых актов, программ поддержки);

- равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к программам поддержки;

- ответственность органов власти за создание благоприятных условий для развития предпринимательства;

- децентрализация (создание разноуровневых программ) поддержки.

Для развития малого и среднего предпринимательства Правительство Российской Федерации разработало план мероприятий до 2020 года, основными целями которого являются:

- сокращение относительного числа малых предприятий, занятых в сфере торговли, - до 25% (в 2 раза по сравнению с 2007 годом);

- рост числа предприятий, занятых в сфере услуг, - до 30% (в 2 раза по сравнению с 2007 годом);

- увеличение числа предприятий, занятых в сфере науки и информационных технологий, в 5 раз (с 2% в 2006 году до 10% к 2020 году);

- увеличение числа малых предприятий, занятых в здравоохранении и сфере социальных услуг, в 5 раз (с 1% в 2006 году до 5% к 2020 году).

Важнейшим инструментом реализации государственной политики развития малого и среднего предпринимательства является Федеральная программа поддержки малого предпринимательства.

Средства для реализации Федеральной программы поддержки малого предпринимательства предоставляются на конкурсной основе субъектам Российской Федерации. За период 2005-2007 годов выделено 8,3 млрд.рублей за счет средств федерального бюджета, на условиях софинансирования привлечено столько же из бюджетов субъектов Российской Федерации (2005 год - 1,5 млрд.рублей, 2006 год - 3,0 млрд.рублей, 2007 год - 3,8 млрд.рублей, 2008 год - 3,85 млрд.рублей). На ближайшие 2 года в федеральном бюджете планируется предусмотреть 8,8 млрд.рублей, из которых: в 2009 году - 4,35 млрд.рублей, 2010 год - 4,45 млрд.рублей.

Приоритетными видами программы являются мероприятия по развитию сектора финансовых услуг малыми компаниями, обеспечению доступа к современным офисным и производственным площадям, а именно: создание бизнес-инкубаторов, формирование венчурных фондов для инвестиций в малые инновационные компании, создание фондов гарантий, промышленные парки.

В настоящее время необходимо дальнейшее развитие поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства по следующим направлениям:

расширение спектра предоставляемых услуг и обеспечение их широкой доступности для субъектов малого и среднего предпринимательства на всей территории республики;

создание и развитие эффективных механизмов защиты интересов малого и среднего предпринимательства;

привлечение финансовых ресурсов в сферу малого и среднего предпринимательства через микрофинансовые организации, гарантийный фонд.

II. Цель и задачи Программы


Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ и Законом Карачаево-Черкесской Республики от 25 июля 2008 года N 58-РЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике".

Программа направлена на регулирование отношений между субъектами малого и среднего предпринимательства, организациями инфраструктуры поддержки предпринимательства, органами местного самоуправления различных уровней в сфере развития малого и среднего предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики, на повышение эффективности и системности поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Программа призвана объединить усилия исполнительной власти республики и органов местного самоуправления в поддержке и развитии субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства, а также запустить механизм обратной связи с субъектами малого и среднего предпринимательства. В Программе определены перечень механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Основной целью Программы является совершенствование правовых и экономических условий дальнейшего развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

1) финансовая и имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

2) создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) информационная поддержка субъектов среднего и малого предпринимательства

4) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства.

III. Сроки реализации Программы


Сроки реализации Программы - 2009-2011 годы.

IV. Мероприятия Программы


Система и объемы финансирования программных мероприятий представлена пятью направлениями (разделами) и изложена в приложении к настоящей Программе. Данная структура обеспечивает преемственность развития уже имеющейся системы государственной поддержки, причем в каждом направлении ставятся свои внутренние задачи, решаемые в рамках поднаправлений.

Реализация программных мероприятий будет осуществляться в установленном порядке за счет средств республиканского и федерального бюджетов (в пределах средств, предусмотренных на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства на конкурсной основе), бюджетов муниципальных районов, Фонда поддержки малого предпринимательства Карачаево-Черкесской Республике (по согласованию).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»