Недействующий

Об окружной целевой программе "Развитие минерально-сырьевой базы Ямало-Ненецкого автономного округа на 2009-2011 годы" (утратил силу с 24.09.2009 на основании Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.04.2009 N 22-ЗАО)

     

Раздел I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


В Программе рассматриваются проблемы обеспечения строительной индустрии автономного округа собственной сырьевой базой, населенных пунктов качественной питьевой водой, научно-аналитического и информационного обеспечения, формирования фонда геологической информации, противофонтанной безопасности на геологоразведочных скважинах, а также необходимость и возможность решения этих вопросов путем развития минерально-сырьевой базы автономного округа.

Настоящая Программа направлена на решение следующих приоритетов в развитии и освоении минерально-сырьевой базы автономного округа:

развитие минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых с целью обеспечения потребностей строительного комплекса автономного округа в сырье для производства строительных материалов, в том числе для успешной реализации проекта "Урал промышленный - Урал Полярный";

изыскание защищенных от загрязнения подземных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных пунктов автономного округа с целью обеспечения населения качественной питьевой водой;

информационно-аналитическое обеспечение принятия решений в сфере недропользования;

ведение и пополнение Территориального фонда геологической информации автономного округа;

контроль за состоянием скважин, находящихся в собственности автономного округа.

Указанные приоритеты изложены в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации и Губернатора автономного округа. Реализация приоритетов будет способствовать достижению основных стратегических целей социально-экономического развития автономного округа:

1. Создание потенциала будущего развития путем повышения разведанных запасов полезных ископаемых.

2. Обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста в результате улучшения инвестиционного климата и создание новых производственных субъектов на территории автономного округа.

3. Изучение и разработка месторождений общераспространенных полезных ископаемых Полярного Урала.

4. Повышение качества жизни населения автономного округа, улучшения здоровья за счет использования качественной питьевой воды.

5. Предотвращение негативного воздействия на окружающую среду и ликвидацию ее последствий путем проведения профилактических работ по предупреждению возникновения газонефтепроявлений открытых газовых и нефтяных фонтанов.

С увеличением темпов гражданского и промышленного строительства на территории автономного округа и всей Тюменской области особо актуальным становится вопрос создания собственной базы строительной индустрии.

В период 2009-2011 годов в автономном округе планируется резкий всплеск строительства железных и автомобильных дорог и, в первую очередь, строительство железнодорожной магистрали "Обская - Полуночное" в рамках проекта "Урал промышленный - Урал Полярный". А все разведанные месторождения камня строительного находятся преимущественно в районе п.Харп, а также вдоль строящейся железной дороги "Обская - Бованенково". Кроме того, перспективная потребность муниципальных образований автономного округа оценивается в 3-4 млн.м в год, в том числе порядка 1 млн.м скальной породы и бутового камня, остальное - щебень. Для удовлетворения потребностей автономного округа для промышленного и гражданского строительства в камне строительном, бутовом, щебне планируется постановка поисковых и оценочных работ на восточном склоне Полярного Урала для выявления порядка 10 месторождений камня строительного. Подготовка этих участков и выставление на аукционы позволит вернуть затраченные на геологоразведочные работы средства в бюджет автономного округа и обеспечить потребность строительной индустрии автономного округа в камне строительном на 15-20 лет.

В связи со спросом на пески для строительных работ в районе г.Салехарда, п.Аксарки и для строительства железной дороги "Салехард - Надым" целесообразно поставить поисковые и оценочные работы на этот дефицитный вид сырья. При выполнении поисковых работ на титан-циркониевые россыпи выделено 4 наиболее перспективных участка в окрестностях г.Салехарда с песками строительными, пригодными для отсыпки дорог и площадок. Для подготовки этих участков к лицензированию необходимо провести оценочные работы, подсчитать и утвердить в Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых категорийные запасы.

Требует дальнейшего решения проблема обеспечения качественной питьевой водой населения автономного округа. В соответствии со СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" хозяйственно-питьевого водоснабжения необходимо максимально использовать имеющиеся ресурсы подземных вод. Согласно Водному кодексу Российской Федерации в полномочия субъектов Российской Федерации входит резервирование подземных источников водоснабжения для питьевых нужд населения в случае чрезвычайных ситуаций.

Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 30 сентября 2003 года Пр-1748 по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 3 сентября 2003 года предложено исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления ежегодно при подготовке бюджетов предусматривать необходимые средства на развитие и техническое совершенствование систем водоснабжения городов и населенных пунктов.

Для выполнения этого поручения на территории автономного округа проводятся поисково-разведочные гидрогеологические работы с целью изыскания резервного подземного источника водоснабжения в г.Салехарде, а также изыскания источников в г.Лабытнанги и основных поселениях Приуральского и Шурышкарского районов, испытывающих наиболее острую потребность в качественной питьевой воде.

В результате выполнения работ за 2006-2008 годы получены необходимые данные для проектирования резервного водозабора с производительностью 5,0 тыс.м/сут. для обеспечения населения г.Салехарда питьевой водой в случае чрезвычайной ситуации на основном водозаборе, предварительно оценены прогнозные ресурсы подземных вод в районе поверхностного незащищенного водозабора для г.Лабытнанги, изысканы подземные источники для хозяйственно-питьевого водоснабжения поселков Горнокнязевск, Пельвож и села Горки. Начаты гидрогеологические работы по изысканию подземных источников в селах Азовы и Восяхово. Для завершения этих работ и для изыскания источника в с.Питляр необходимо продолжение и завершение этих работ в 2009 году.

Главной задачей, которая должна быть выполнена в результате научно-аналитических и тематических работ, является повышение эффективности геологоразведочных работ и подготовка активных запасов углеводородов, обеспечивающих стабилизацию их добычи в районах с развитой инфраструктурой, обоснование перспектив нефтегазоносности малоизученных территорий автономного округа.

Приоритетными направлениями региональной политики в этой области являются:

мониторинг ресурсной базы углеводородов, региональный прогноз на углеводороды;

сопровождение геологоразведочных работ на нефть и газ;

мониторинг сырьевой базы углеводородов на территории округа;

мониторинг ресурсно-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых.

Выполнение комплекса научно-исследовательских работ в части мониторинга ресурсной базы, геологоразведочных работ и добычи обеспечит контроль за недропользованием в автономном округе, что, в свою очередь, позволит Администрации автономного округа иметь свою обоснованную позицию как при взаимодействии с нефтегазодобывающими компаниями, работающими на территории автономного округа, так и с уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации при решении вопросов, связанных с природно-ресурсным регулированием и развитием нефтегазового комплекса автономного округа.

Работы, направленные на обоснование перспектив нефтегазоносности неизученных районов автономного округа, должны способствовать повышению инвестиционной привлекательности освоения данных районов со всеми вытекающими отсюда последствиями: создание новых районов нефтегазодобычи, развитие транспортных коммуникаций, создание новых рабочих мест, расширение налогооблагаемой базы.