Механизм реализации программных мероприятий предполагает использование рычагов государственной бюджетной политики, а также иных форм государственной поддержки.
Для получения средств из федерального бюджета органы исполнительной власти Республики Дагестан ежегодно представляют в соответствующие федеральные органы исполнительной власти бюджетные заявки с обоснованием потребности в ассигнованиях из федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы по всем направлениям расходования средств.
Финансирование мероприятий за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан и бюджетов муниципальных образований осуществляется целевым назначением через органы исполнительной власти Республики Дагестан и органы местного самоуправления. При этом исполнители конкретных мероприятий осуществляют: формирование плана мероприятий на очередной финансовый год, бюджетных заявок на финансирование объектов и мероприятий из бюджетов различных уровней, обоснований для отбора первоочередных мер и объектов; мониторинг хода реализации отдельных мероприятий; анализ качественных и количественных параметров результатов реализации программных мероприятий, предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы.
Комплексное управление реализацией Программы и координация действий исполнителей мероприятий осуществляются Правительством Республики Дагестан, являющимся государственным заказчиком Программы, и предполагают:
мониторинг процесса реализации Программы;
подготовку (корректировку) планов реализации программных мероприятий в целом на очередной финансовый год, объемов финансирования и перечня предлагаемых к реализации мероприятий по результатам принятия федерального и республиканского бюджетов и уточнения возможных объемов финансирования из других источников.
В целях координации и контроля за выполнением Программы предполагается проведение ее мониторинга. Кроме этого, предполагается внедрение системы индикаторов результативности проведения демографической политики в Республике Дагестан, которые будут включать показатели жизнедеятельности населения по соответствующим направлениям. В число наиболее значимых индикаторов будут включены медико-демографические показатели и оценка эмиграционного настроения населения, а также социальные нормативы. Результаты анализа мониторинга Программы и демографических индикаторов послужат основанием для корректировки отдельных направлений и разработки последующих программ.
При этом мониторинг реализации Программы предполагает использование данных текущего учета населения, а также выборочных обследований по отдельным социально-демографическим показателям согласно приложениям 3 и 4.
Эффективность экономических мер в области народонаселения напрямую зависит от создания в обществе атмосферы приоритета семейно-нравственных ценностей, поддержки и всестороннего укрепления института семьи, социализации подростков. В связи с этим важная роль в реализации информационного обеспечения демографического развития принадлежит средствам массовой информации.
В этих целях необходима разработка системы информационного обеспечения единой государственной демографической политики, предусматривающей выход в эфир специальных теле- и радиопрограмм, а также выпуск печатных изданий.
При этом важно активизировать работу по созданию роликов (телесюжетов) социальной рекламы, направленной на пропаганду здорового, нравственного образа человека, широко освещать историю развития и традиции дагестанской семьи. Необходимо также развивать систему информирования населения, в том числе с использованием образовательных программ, о возможных опасностях для жизни и здоровья человека, связанных с наиболее распространенными заболеваниями, эпидемической обстановкой, стихийными бедствиями и техногенными авариями, появлением на рынке опасных для здоровья товаров.