Республика Северная Осетия-Алания - один из наиболее развитых регионов Северного Кавказа с динамично развивающейся экономикой. Республика является крупным промышленным, научным и культурным центром Северного Кавказа.
В последние годы Республика Северная Осетия-Алания демонстрирует высокие темпы экономического роста. По оценкам экспертов, республика обладает благоприятным инвестиционным климатом.
Вместе с тем сегодня Республика во многом исчерпала резервы экстенсивного роста, ее социально-экономическое развитие испытывает проблемы:
- сокращение численности трудоспособного населения;
- высокая демографическая нагрузка на работающее население;
- низкий уровень заработной платы;
- доходы бюджета формируются более чем на 60 процентов за счет безвозмездных поступлений с федерального уровня ;
- несовершенная система межбюджетных отношений;
- сокращение доходной части бюджета по собственным источникам и рост расходной части.
Таким образом, Республика Северная Осетия-Алания обладает значительным экономическим потенциалом, для полной реализации которого необходимо проведение комплексного реформирования системы управления республиканскими финансами. На текущий момент в Республике сложилась ситуация, когда для стимулирования экономической деятельности и повышения благосостояния граждан, требуется реформировать сложившуюся систему государственного управления, повысив направленность проводимой социально-экономической политики на повышение эффективности государственного управления и непосредственно на повышение качества жизни населения. Социальная стабильность в одном из важнейших центров северокавказского региона соответствует стратегическим задачам внутренней политики Российской Федерации.
Реформа системы управления региональными финансами позволит внедрить в деятельность органов исполнительной власти республики программно-целевые методы, позволяющие на системной основе сконцентрировать усилия на достижении стратегических целей и задач, стоящих перед Республикой.
В 2008 году в Республике была принята концепция Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания на период до 2030 года. Основные параметры стратегии предусматривают решение вопросов, связанных, прежде всего, с повышением жизненного уровня населения, возрождением промышленного потенциала Северной Осетии и, в частности, ее былой славы как республики металлургов. В тоже время, проблеме реформирования бюджетной сферы в ней уделяется меньше внимания. Однако к настоящему моменту в республике назрела необходимость проведения реформы бюджетного сектора на принципах, определенных в посланиях Президента Российской Федерации, и принятых на их основании нормативных правовых актах.
В предлагаемой Концепции приводится анализ состояния отдельных элементов экономической и бюджетной сферы Республики Северная Осетия-Алания, на основе которого формулируются наиболее актуальные направления реформирования системы региональных финансов.
1. Общая информация, географическое положение и население республики
Республика Северная Осетия-Алания относится к числу небольших по размерам субъектов Российской Федерации с высокой плотностью населения и транспортных коммуникаций. Площадь республики составляет 7 971 кв. км, при этом на долю горной полосы приходится 48 процентов всей площади. Плотность населения составляет 88 человек на 1 кв. км в среднем по Республике, а в местах проживания основной массы населения - более 140 человек на 1 кв. км, что более чем в 10 раз выше средней плотности в России (8,6 человека). В республике проживает 702,5 тыс. человек (0,5 процента населения Российской Федерации), являющихся представителями более 95 национальностей. Сорок восемь процентов населения республики проживает в столице - городе Владикавказе.
Республика является приграничным регионом России. Помимо соседства одновременно с четырьмя субъектами Российской Федерации - Республикой Ингушетия, Чеченской Республикой, Ставропольским краем и Кабардино-Балкарской Республикой - Северная Осетия граничит также с Грузией. На юге республики по высокогорью, с востока на запад, пролегает государственная граница Российской Федерации с Грузией протяженностью 171,6 км.
В состав республики входят 114 муниципальных образований: 1 городской округ, 8 муниципальных районов, 5 городских и 100 сельских поселений.
По состоянию на 1 января 2008 года на территории Республики Северная Осетия-Алания проживало 702,5 тыс. человек, из которых 452,0 тыс. человек (64,3 процента) - в городских поселениях, 250,4 тыс. человек (35,7 процента) - в сельской местности. В структуре численности населения республики 53 процента составляют женщины, 47 процентов - мужчины.
Демографическая обстановка в Республике Северная Осетия-Алания выглядит благоприятнее, чем в среднем по Российской Федерации. Так, численность постоянного населения Республики Северная Осетия-Алания в 2007 году выросла по сравнению с 2006 годом на 0,1 процента, в то время как население России сократилось за тот же период на 1,5 процента. Уровень смертности в республике в течение десятилетия менялся незначительно вокруг значения 12,3 умерших в расчете на 1 000 человек населения. Младенческая смертность в республике снизилась в течение десяти лет примерно в два раза. Коэффициент младенческой смертности составил в 2007 году 10,9 (в среднем по России - 10,2), а в 1996 году он равнялся 17,8. Однако в 2007 году по сравнению с 2006 годом отмечено увеличение уровня смертности детей в возрасте до одного года в расчете на 10 000 родившихся. В структуре причин смерти младенцев преобладают состояния, возникающие в перинатальный период (от 28 недель беременности, включая роды и первые семь дней жизни ребенка) и врожденные аномалии, то есть заболевания, тесно связанные со здоровьем матери. Данная тенденция свидетельствует о серьезных проблемах в системе здравоохранения республики.
По продолжительности жизни Северная Осетия находится на 5 месте как среди регионов России, так и среди субъектов Южного федерального округа. Показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении в регионе равен 71 году (в среднем по России - 67 лет). Трудоспособное население республики составляет 424,1 тыс. человек, в том числе городское население - 279,5 тыс. человек, сельское население - 144,6 тыс. человек, молодежь в возрасте 16-29 лет - 170,4 тыс. человек. Из 424,1 тыс. человек в трудоспособном возрасте в экономике занято около 282,2 тыс. человек, или 66,5 процента. Демографическая нагрузка, то есть число лиц старше и младше трудоспособного возраста в расчете на 1 тыс. граждан трудоспособного возраста в 2007 году составила достаточно значительную величину- 645 человек (для сравнения: в среднем по России - 578 человек, в среднем по Южному федеральному округу - 614 человек).
Миграционные потоки в течение десяти лет неоднозначно влияли на изменение численности населения республики. Если за период с 1996 года по 2001 год число прибывших в основном превышало число выбывших, то начиная с 2002 года отток населения увеличился, а число прибывших, наоборот, уменьшилось. Таким образом, миграционное сальдо из положительного перешло в отрицательное. В 2005 году наметилась тенденция к уменьшению оттока населения, в результате чего отрицательное миграционное сальдо снизилось на 43,4 процента по сравнению с 2004 годом. На 1 января 2007 года численность беженцев и вынужденных переселенцев в республике достигла 17,0 тыс. человек, или 269 человек на 10 000 населения республики (в Российской Федерации - 14 человек). По величине данного показателя Северная Осетия занимает первое место в России, что является следствием географического положения Осетии (соседством с Грузией) и политической ситуации на Кавказе. Основная масса прибывших, 81 процент от общего числа беженцев, являются переселенцами из Грузии. На долю Республики Северная Осетия-Алания приходится около 30 процентов от общей численности беженцев и вынужденных переселенцев Южного федерального округа и около 10 процентов - в целом по Российской Федерации. В этой связи проблема обустройства беженцев и вынужденных переселенцев в республике стоит крайне остро и требует скорейшего разрешения.
2. Экономика Республики Северная Осетия-Алания
В наибольшей степени Северную Осетию позиционируют в России некоторые виды ее природных ресурсов, прежде всего, нерудные полезные ископаемые и водные ресурсы. Несмотря на небольшую площадь территории, особенно значительна ее роль в балансовых запасах доломитов, по оценке они составляют 71,2 процента общероссийских.
Республика Северная Осетия-Алания по объему валового регионального продукта (ВРП) занимает восьмое место среди 13 регионов Южного федерального округа, опережая Чеченскую Республику, Карачаево-Черкесскую Республику, Республику Адыгею, Республику Калмыкию и Республику Ингушетию. При этом по значению ВРП в расчете на душу населения Северная Осетия находится на шестом месте среди регионов Южного федерального округа и на первом месте - среди национальных республик Северного Кавказа.
Занимая лишь седьмое место в Южном федеральном округе по совокупному инвестиционному потенциалу, Северная Осетия занимает второе место в округе после Краснодарского края по инфраструктурному потенциалу. Это свидетельствует о важности республики как связующей территории между регионами Южного федерального округа.
Структуру экономики Республики Северная Осетия-Алания можно назвать "сбалансированной" и "замкнутой", ориентированной преимущественно на самообеспечение.
В структуре ВРП республики виды деятельности (по ОКВЭД ), соотносимые с отраслью "промышленность" (по ОКОНХ1), в 2005 году занимали 18,3 процента, что лишь немногим больше доли "оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств" (17,9 процента) и "сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства" (17,8 процента). Трем ведущим секторам экономики значительно уступает сектор "транспорт и связь", обеспечивающий 11,8 процента ВРП республики.
Структурные изменения в экономике Республики Северная Осетия-Алания (Диаграмма 1) носят преимущественно эволюционный характер и свидетельствуют о двух основных тенденциях. Во-первых, снижение доли и абсолютных масштабов оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств и ряда других услуг, а также строительства в регионе указывают на уменьшение ресурсов и мощностей, используемых для "самообеспечения" населения и экономики республики. Во-вторых, постепенный рост доли сельского хозяйства, обрабатывающих производств, транспорта и связи указывают на постепенное укрепление внешней, "вывозящей" составляющей экономики республики, которая в настоящее время представлена довольно слабо. Если в целом по России доля экспорта в 2005 году составляла 32,1 процента, то в Северной Осетии она равнялась всего лишь 5,6 процента. Тем не менее, в 2005 году экспорт из республики вновь стал превышать импорт.