Недействующий

О Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года (с изменениями на 16 февраля 2018 года)



Таблица 7



     (млн. рублей)

Наименование показателя

2005 год

2006 год

2007 год

1

2

3

4

Затраты на исследования и разработки - всего в том числе:

1162,0

1589,6

1971,1

"Научные исследования и разработки"

1014,3

1376,0

1582,4

в том числе за счет средств федерального бюджета

40,6

66,5

114,4

"Высшее профессиональное образование"

60,4

114

138,8

в том числе за счет средств федерального бюджета

25,9

30,1

40,2

"Предоставление прочих видов услуг"

5,5

44,1

92,9

в том числе за счет средств федерального бюджета

-

-

-


Вместе с тем в повышении конкурентоспособности экономики ведущую роль играет инновационная активность предприятий. По данным федерального института промышленной собственности, Волгоградская область в рейтинге регионов ЮФО по показателям за 2005 - 2006 годы занимала по заявкам на изобретения 3-е место; на товарные знаки и полезные модели - 4-е место.


Регулярно проводимые в Волгоградской области статистические обследования деятельности крупных и средних организаций, связанных с технологическими, маркетинговыми и организационными инновациями, показывает, что основная часть инновационно активных организаций (70 процентов от общего числа обследованных) сосредоточена в химическом производстве, производстве и распределении электроэнергии, газа, пара и горячей воды, производстве прочих неметаллических минеральных продуктов, металлургическом производстве, производстве машин и оборудования.


Всего по области в 2006 году на инновации затрачено свыше 5,6 млрд. рублей, или с приростом более 10 процентов против 2005 года. Из них 98 процентов всех инновационных затрат области приходилось на промышленные производства.


При этом основной объем затрат промышленных производств (85 процентов) сосредоточен в трех видах экономической деятельности: производстве нефтепродуктов (41 процент); металлургическом производстве (29 процентов); производстве и распределении электроэнергии, газа пара и горячей воды (15 процентов).


В целом наибольшая доля инновационных затрат связана с приобретением машин, оборудования, установок и прочих основных фондов, необходимых при внедрении нововведений. 58 процентов затрат на инновации расходовалось непосредственно на процессы внедрения новых продуктов и методов их производства.


Несмотря на то, что объем затрат на технологические инновации в масштабах промышленности области увеличился против 2005 года в 1,3 раза и составляет более 5,5 млрд. рублей, доля инновационной продукции в объеме отгруженных обследованными организациями товаров невелика и составляет только 2 процента.


Доля малых предприятий, связанных с научно-производственной деятельностью, составляет всего 8 процентов от общей численности малых предприятий, что явно недостаточно.


Основными проблемами повышения инновационной активности в регионе являются высокая стоимость и длительные сроки окупаемости нововведений, недостаток собственных денежных средств и недостаточная финансовая поддержка со стороны государства, а также низкий инновационный потенциал организаций и невосприимчивость большинства предприятий к инновациям. Большинство собственников не заинтересовано в развитии и использовании инноваций в деятельности предприятий, поддержании инновационных процессов в регионе. В большинстве случаев новая продукция выпускается за счет приобретения предприятиями иностранного оборудования, а не за счет использования собственных разработок.


Недостаток привлекаемых инвестиций продолжает оставаться главным фактором, сдерживающим разработку и освоение новых технологий, оборудования, материалов и продуктов.


Кроме того, эффективность практического использования научно-технического и образовательного потенциала области явно недостаточна, а формирование инновационной инфраструктуры находится только еще на начальной стадии. Сегодня только небольшое количество предприятий использует разработки региональных вузов и НИИ. Данные инновационной активности показывают недостаточный уровень реализации инновационного потенциала предприятий области.


Кроме того, для перехода экономики на инновационный путь развития, когда рост промышленного производства определяется выпуском инновационной продукции, должна быть создана региональная инновационная система.


Следует отметить, что в Волгоградской области сформированы рациональные элементы этой системы:


создана правовая основа инновационной деятельности в Волгоградской области - принятые законы определяют правовое поле для субъектов-инноваторов и инвесторов, а также формы государственной помощи и поддержки инновационной деятельности;